Где маржа и как увеличить рентабельность в АПК?
Цены на сельхозпродукцию в 2022-2023 году были подвержены серьезным колебаниям, но почти все культуры подешевели относительно цен годичной давности. В то же время затраты на семена, сельхозтехнику, средства защиты растений, топливо, как росли, так и продолжают расти.
Как повысить рентабельность производства и какие культуры будут перспективными, разбирались специалисты «Зерно-Агрегатора».
Что на внутреннем рынке?
В России на конец августа собрано уже более 105 млн. тонн зерна, при этом около 24 млн тонн - переходящие остатки прошлого года (о чём писали в предыдущей статье). На рынок уже поступает новый урожай и спрос на внутреннем рынке, к сожалению, не поспевает за предложением. Совокупность этих факторов традиционно оказывает влияние на стоимость зерна, которая демонстрирует негативный тренд.
Что с экспортом?
Экспортные пошлины с 6 сентября подросли и составляют 4007,6 руб./т на пшеницу, 574,8 руб/т на ячмень, 1954,9 руб./т на кукурузу. При этом отгрузка пшеницы выросла на 29%. Зерно активно экспортируют в Египет и прочие страны Африки, Турцию, страны Аравийского полуострова. За август продано за рубеж 5,5 млн тонн пшеницы, 910 тыс. тонн ячменя и 167 тыс. тонн кукурузы.
На фоне высокого предложения и снижения цен многие аграрии, пересматривают структуру посевных площадей и ищут пути повышения рентабельности производства.
Как повысить рентабельность?
Известный факт: что не потрачено – то заработано. Очевидно, что в нынешних непростых условиях сложно получать больше, продавая дороже. Следует пересмотреть подход к ведению дел и заняться оптимизацией – отказаться от культур, которые приносят меньше прибыли, урезать расходы, которые не дают существенного прироста в доходности, более щепетильно относиться к продаже продукции. Если раньше вознаграждение агенту за предоставление контактов мог себе позволить почти любой, то теперь эти 50-100 рублей, а порой и больше могут дать ту самую живительную прибыль. И за них уже придётся поработать самим.
Рассмотрим ряд практических шагов, которые может предпринять аграрий не только для того, чтобы выправить свои дела, но даже нарастить выручку, ведь трудные времени – это ещё и окно возможностей.
Увеличить посевы маржинальных культур
В рейтинге таких культур пшеница, к сожалению, далеко не на первом месте. Эксперты считают самыми маржинальными культурами следующие.
- Рапс. Несмотря на падение цены в 2023 году, последние 3 года стоимость рапса постоянно росла и в июне 2023 года составляла 28000 рублей/т. Преимущество рапса в том, что его масло используют не только в пищевой промышленности, но и в строительстве, медицине и других отраслях. Семена рапса востребованы на мировом рынке, хотя их вывоз для дальнейшей переработки сейчас закрыт. Несмотря на это, проблем со сбытом урожая не будет – в России действует более 10 крупных заводов по переработке рапса, не говоря о предприятиях поменьше.
- Соя. В последние годы площади посевов сои увеличивались и в 2023 году составили 3,55 млн га. Эксперты считают сою перспективной культурой – она востребована на мировом и российском рынке, так как это ценный источник для производства растительного белка. Сою используют как корм для животных и в пищевой промышленности. С увеличением валового сбора этой культуры отмечается сокращение импорта соевых бобов на 13%, что говорит о том, что перспективы у культуры хорошие – внутренний рынок сбыта не переполнен, есть спрос и покупатели готовы платить за продукт.
- Горох. Культура востребована на мировом рынке, в России тоже открывают новые заводы по переработке. На горох нет экспортных пошлин, поэтому можно торговать им свободно. Основной покупатель гороха – Китай. Также поставки идут в Голландию, Латвию, ОАЭ и другие страны.
- Подсолнечник. Он традиционно является маржинальной культурой и несмотря на ценовые взлеты и падения показывает более высокую рентабельность, по сравнению с пшеницей. Семена подсолнечника на масло востребованы на российском и на мировом рынке. В России мощности по переработке масличных оцениваются в 30 млн тонн в год. Девальвация рубля здесь играет на руку экспортерам, можно спрогнозировать, что подсолнечник будет дороже, чем в прошлом году.
Согласно данным отчета журнала «Агроинвестор», по маржинальности масличные культуры остаются лидерами. Валовая рентабельность в 2022/23 году была выше 40%, в то время как у зерновых – немного больше 20%. Показывают рост маржинальности и зернобобовые культуры – показатель достиг 50%, и продолжает расти, в то время как рентабельность пшеницы и ячменя падает.
Учитывать сезонную ситуацию и балансы на рынке
Планируя площади под культурами, стоит учитывать текущую ситуацию на рынке. Высокие урожаи культуры, переходящие запасы, сокращение или увеличение посевных площадей по России. Все эти данные составляют товарный баланс, который можно грамотно использовать, например, чтобы посеять больше тех культур, спрос на которые будет высоким в следующем сезоне.
Подтолкнуть спрос могут сразу несколько факторов:
1. низкая урожайность;
2. развитие смежных секторов СХ, таких как животноводство и молочная промышленность;
3. рост рынка глубокой переработки, продукты которой считаются высокомаржинальными;
4. увеличение потребления альтернативного молока из растительных культур, продуктов, круп, муки из нишевых культур с развитием тренда здорового образа жизни.
Оптимизировать технологические процессы
Грамотное применение средств защиты растений, выстраивание схем обработок с наибольшей эффективностью, позволяют сократить прямые затраты. Затраты на семена можно сократить при выращивании бобовых и зернобобовых, если производить элиту и суперэлиту самостоятельно. Повысить рентабельность позволит и совершенствование технологических операций. Например, уборка в оптимальные сроки, снижение потерь урожая при транспортировке, качественная сушка, хранение и т.д.
Внедрять «цифру»
Эффективными инструментами, помогающими АПК до сих пор сохранять положительную динамику и поддерживать производительность в непростых условиях являются и активно внедряемые решения на основе цифровых технологий. К работающим и доступным инструментам можно отнести: датчики движения сельхозтехники, цифровые карты полей, точное земледелие с диагностикой поля и состояния культур, спутниковый скаутинг полей и т.д.. Как результат использования получаем снижение затрат на ГСМ, упрощение подготовки и проведения севооборота, ускорение и стандартизацию бизнес-процессов, сокращение ошибок человеческого фактор.
Что крайне важно, цифровизация АПК позволяет снизить затраты на квалифицированную рабочую силу в условиях растущих зарплат и дефицита кадров.
Для успешного агробизнеса недостаточно только вырастить хороший урожай. Важно и качественно его продать – по выгодной цене и без посредников, не упуская возможностей из-за ограниченного круга покупателей и затяжного периода «ручных сделок».
Повысить маржинальность сделок поможет платформа «Зерно-Агрегатор» – сервис прямых продаж и независимая площадка, созданная для предоставления равных возможностей всем участникам рынка АПК – покупателям, аграриям и трейдерам. Мы предлагаем эффективный поиск рынков сбыта без посредников, прозрачное ценообразование и учёт всех операций.
Регистрируйтесь на платформе https://zerno-agregator.ru/, чтобы уже сейчас оценить, насколько вы можете увеличить доходность в один клик.