Экспорт зерна на Юге: есть рынок сбыта, но не хватает флота
Вслед за громкими заявлениями глав регионов ЮФО о высоком урожае, местами даже рекордном, возник вопрос: как обстоят дела с экспортом? По словам трейдеров, список стран импортеров растет, но процесс отгрузки зерна по-прежнему «заморожен». Почему возникла такая ситуация, выяснял «Эксперт Юг».
В середине августа мы подготовили материал о рекордном урожае зерна в Ростовской области. Хорошие результаты продемонстрировали и аграрии других регионов Юга. Однако радость от итогов уборочной кампании была недолгой. Сельхозпроизводители и трейдеры всерьез обеспокоились вопросом сбыта продукции — в портах Азова все емкости были заполнены зерном, и казалось, что этот рынок сильно просел.
По мнению экспертов отрасли, за минувшие две недели ситуация незначительно изменилась в лучшую сторону. Да, в числе импортеров появились новые страны, но объемы отгрузки российского зерна, по данным трейдеров, пока весьма небольшие. И хотя аналитики озвучивают обнадеживающие прогнозы, главная боль «зерновиков» сегодня — нехватка флота, необходимого для перевозки российской сельхозпродукции. К числу проблем добавился и взлет цен на топливо. Так, представители транспортных компаний с ужасом ждут сентября и нового роста цен.
Кроме того, как сообщают эксперты проекта «Агро.Клуб Аналитика», во всех регионах РФ к концу августа снизилась стоимость пшеницы и подсолнечника. Аналитики в ходе своей работы изучили цены 852 экспортеров и переработчиков сельхозпродукции. Согласно исследованию, пшеница 3 класса дороже всего стоит на Кубани — 15.3 (-0.1) и в Ростовской области — 14.3 (-0.1). Цены указаны в рублях, за тонну на условиях EXW (без НДС). Также подешевела пшеница 4 класса: 14.0 (-0.5) на Кубани и 13.5 (-0.4) на Дону. Снижение стоимости пшеницы 5 класса в этих регионах составило 0,8. Специалисты отрасли прогнозируют падение цен на пшеницу и в дальнейшем. Спасти ситуацию сможет лишь рекордный экспорт.
Новые импортеры в разных уголках мира
Нельзя сказать, что заинтересованность в российском зерне сейчас пропала. Так, во второй половине августа Управление по защите растений Министерства сельского хозяйства и аграрного развития Социалистической республики Вьетнам опубликовало новый список карантинных объектов растительного происхождения, из которого исключен бодяк полевой Cirsium arvense. Благодаря этому решению российская пшеница может снова вернуться на рынок этого государства.
На этой неделе в рамках МТК «Север-Юг» с причалов Астраханской области отправилось в Иран первое судно с российским зерном. По информации регионального минпромторга, объем этой партии составил около 3 тыс. тонн. Правда, речь идет не о пшенице, а о фуражном ячмене российских поставщиков.
В Минсельхозе Дона заявили, что Ростовская область впервые с начала 2023 года отправила зерно в Мексику и Индонезию. В числе приоритетных направлений для экспорта в текущем году в ведомстве называют страны Африки, Южной Америки и Азии (Китай и Вьетнам).
Ранее министр торговли Индонезии Зулкифли Хасан, который также является председателем Совета министров экономики АСЕАН 2023 года, предложил странам ЮВА импортировать российскую пшеницу через Китай или Индию, так как у АСЕАН нет логистических барьеров с этими государствами.
Все это говорит о том, что рынок сбыта есть, но формирование новых маршрутов происходит не так просто и не такими темпами, как хотелось бы. Это также вполне объяснимо, ведь раньше около 90% российского экспортного зерна отправляли по Черному морю.
Есть куда отправлять, но не на чем
По словам директора ООО «Агропродэкспо» Алексея Андриянова, ситуация с экспортом зерна на Юге сейчас складывается весьма непросто.
«Сегодня нам не хватает водного транспорта, который будет вывозить наше зерно. Суда выходят из оборота по возрасту, а новых пока нет. Ситуация ухудшается год от года. Получается, что нам не на чем везти сельхозпродукцию, а иностранные суда не хотят к нам идти из-за санкций и нестабильной ситуации в акватории Черного моря, — комментирует «Эксперту Юг» Алексей Андриянов. — Две недели назад я обзванивал судовладельцев. Никто из них не хочет рисковать ни людьми, ни водным транспортом».
Эксперт отмечает, чтобы везти зерно, например, в Индонезию или другие дальние государства, нужны крупнотоннажные балкеры, а их сейчас также не хватает.
«Большие суда (от 25 тыс. тонн и выше), которые сейчас функционируют, отправляются лишь из Новороссийского порта и в ограниченном количестве. А погрузка возможна только в Новороссийске и на Кавказе, но в последний порт идут на перевалку малые суда. На Каспий некоторые компании не хотят идти из-за долгого ожидания выгрузки. Ведь в итоге то, что мы пытаемся заработать здесь, теряем из-за простоя в очереди на выгрузку, — добавляет руководитель компании. — Если говорить об астраханском рынке и отгрузке из местных портов, то рынок там интересный, но покупают в основном ячмень и кукурузу — пшеницу в том направлении пока не приобретают».
Как сообщает источник «Эксперта Юг» в одной из крупных трейдерских компаний, вывозить на экспорт пока получается лишь небольшие объемы. При этом тот же Египет, который относится к числу главных импортеров российской пшеницы, закупает в настоящее время небольшие партии зерна с рассрочкой платежей на несколько месяцев.
Ждем новые цены на топливо
Компании-перевозчики, которые занимаются доставкой и хранением сельхозпродукции, отмечают, что работы у них пока достаточно, однако вызывает опасения резкий рост цен на топливо. Все замерли в ожидании нового «ценника» в сентябре.
«Буквально сегодня я прочел статью о том, что аналитический центр «Русагротранса» повысил прогноз экспорта пшеницы в августе с 4,8 млн тонн до 5,1 млн тонн. Мы работаем в хорошем темпе практически круглый год на территории Ростовской области: перевозим сельхозпродукцию и храним ее, — комментирует директор ООО «АзовЗерноТранс» Алексей Величко. — Если раньше у нас прослеживалась нехватка перевозок в связи с сезонностью, то сейчас этого не наблюдается, поскольку сельхозпроизводители нарастили выпуск своей продукции. В то же время, если говорить о выстраивании логистических маршрутов в рамках МТК «Север-Юг», нас это пока не коснулось».
Алексей Величко добавил, что показатели его предприятия по отношению к сезону прошлого года почти не изменились, а незначительные колебания связаны с повышением курса доллара, из-за чего иногда происходили «торможения» отгрузок. Однако транспортные компании по-настоящему беспокоит рост цен на топливо.
«Никто не знает, что будет с топливом с 1 сентября. Сейчас уже видим повышение, и что будет дальше пока непонятно. Эти изменения очень сильно повлияют на работу сельхозпроизводителей и перевозчиков. Соответственно, произойдет скачок роста цен на услуги. Пока поступает информация от крупных нефтеперерабатывающих предприятий, что с 1 сентября закупочная цена за литр дизельного топлива составит 95-94 рубля. Не берусь судить, насколько эта информация правдива, но слухи такие появились. Хочется верить, что эти данные не соответствуют действительности», — делится переживаниями директор компании.