Логистика 2023. Возможности и вызовы
В статье приведены заключения экспертов платформы «Зерно-Агрегатор» о взаимосвязи между логистическими мощностями для транспортировки сельхозпродукции и имеющимися запасами продукции, а также прогнозируемым сбором урожая.
По данным отчета компании «Яков и партнеры» 12% аграриев в 2022 году столкнулись с проблемами при реализации продукции из-за изменений в устоявшихся экспортных каналах, сбоя цикличности отгрузок и задержек при транспортировке. Эти обстоятельства стали одной из причин увеличения переходящих запасов зерна: избыток продукции имеется у 80% аграриев из ПФО, 55% и 58% у аграриев из ЦФО и ЮФО и 37% – у производителей из СФО. Продавать остатки собираются только 46% опрошенных, а 45% – вообще не знают, что с ними делать и собираются ждать лучших цен. По данным Росстата на 1 июля 2023г. на складах имеется 13 млн тонн зерновых и зернобобовых культур.
В то же время Агентство ИКАР повысило прогнозы по производству и экспорту сельхозпродукции на 2023 год со 134,5 млн тонн до 137 млн тонн. К примеру, ранее ожидалось, что соберут 86,5 млн тонн пшеницы, а сейчас прогнозируется урожай в 88 млн тонн.
Существующие мощности
Морской транспорт. По оценкам Федерального агентства морского и речного транспорта России, мощности специализированных морских терминалов для отгрузки зерна на начало 2023 года составляли 72 млн тонн, при этом 63,2% занимают порты Азово-Черноморского бассейна. Южные терминалы принимают наибольшее количество сельхозпродукции, что объясняется совокупностью двух важнейших факторов:
- плодородность южных регионов и традиционно большими сборами урожая
- максимально удобным расположением терминалов для отправки продукции на экспорт в Турцию, страны Африки и Персидского залива.
Высокая доступность продукции в регионе позволяет оперативно реагировать на конъюктуру рынка в т.ч. в части экспортных возможностей, быстро и эффективно формировать и отгружать требуемые партии сельхозпродукции.
Ж/д транспорт. Объем транспортировки зерна по железной дороге постепенно растет. Представитель компании УК «Порт Высоцкий» Андрей Гарнухин, отмечает, что в сезоне 2022/23 на экспорт по железной дороге отправлено 18,5 млн тонн сельхозпродукции, что на 57% больше, чем в предыдущем. Лидер рынка железнодорожных перевозок компания «Русагротранс» в этом году перевезла рекордный объем зерна – 5,0 млн тонн.
«Россия при использовании всех отгрузочных мощностей (включая сухопутные погранпереходы) может экспортировать до 70 млн тонн зерна. Дефицита в мощностях нет, но есть внутренние проблемы, например, когда периодически не хватает терминалов для крупнотоннажных судов. Это приводит к росту нагрузки на перевозку малыми судами», - президент «Российского зернового союза» Аркадий Злочевский
Что в остатке
Пропускная способность терминалов позволяет не только сохранить объемы экспорта на текущем уровне, но и увеличить их. Тем не менее, есть факторы, создающие эффект «бутылочного горлышка», замедляя работу экспортеров:
- дорогой фрахт;
- таможенные пошлины;
- ограничения в части страховки судов;
- нехватка вагонов-зерновозов из-за низкого вагонооборота.
По данным «Российского зернового союза» с 1 по 7 августа Россия уже отгрузила на экспорт на 43% меньше зерна, чем за аналогичный период прошлого года.
Таким образом, при успешном решении обозначенных выше вопросов, рынок экспорта зерна в России может увеличиться в 2023 году.
Как логистика влияет на цену продукции
Логистическая составляющая, как одна из переменных в формуле себестоимости товара, играет важную роль. В периоды больших урожаев и с учетом большого количества переходящих остатков, нагрузка на все звенья логистической цепочки возрастает. Как ответ на повышение спроса, компании-перевозчики реагируют повышением тарифов.
Тем не менее, негативного влияния на цену сельхозпродукции в центральных, южных и северо-кавказских регионах России из-за логистики в этом сезоне с большей долей вероятности не будет. Регионы обеспечены как водным, так и автомобильным транспортом, а терминалы обладают достаточной пропускной способностью.
В зоне риска - Урал, Сибирь и другие регионы, находящиеся в зоне рискованного земледелия и вдали от перевалочных узлов. Аграриями, переработчикам и экспортерам из этих регионов необходимо отслеживать товарные балансы своих региональных рынков.
В 2022 году большинство регионов получили хороший урожай и избавили себя от необходимости покупать и транспортировать зерно из других регионов. Если в этом году сибирские аграрии не смогут собрать хороший урожай, появится необходимость закупать и транспортировать зерно в Сибирь. Как мы сказали выше, повышение спроса на логистику приведет к изменению цен на зерно в регионах из зоны риска.
В такие моменты возникает два основных вопроса:
- кто оплатит «логистическую премию» - поставщик или покупатель?
- как поставить товар в нужном количестве в нужный срок?
В подобной ситуации выигрывают поставщики, находящиеся в максимальной близости к потребителю, а также те, кто оценил ситуацию и начал планировать закупки и поставки сельхозпродукции заранее. Покупая сейчас при возможно большей цене на продукцию, чем она будет по окончании уборки, за счёт более дешевой логистики можно как минимум не потерять деньги в будущем. Худший из возможных сценариев – остаться без продукции, когда логистика будет расписана под нужды других компаний и все желающие, особенно небольшие предприятия, просто не смогут реализовать перевозку.
Специалисты цифровой платформы «Зерно-агрегатор» понимают важность доступной и удобной логистики в сделках с зерном. Правильные маршруты, отгрузки без задержек и надежные перевозчики – вот залог правильных решений. Чтобы сделать площадку «Зерно-Агрегатор» ещё более эффективным инструментом для своих пользователей, ведется разработка и тестирование логистического модуля, чтобы в дальнейшем упростить построение сложных автомобильных и железнодорожных маршрутов под нужды пользователей площадки. Регистрируйтесь на платформе «Зерно-агрегатор» – здесь можно расширить круг партнеров, и уже сегодня найти покупателя на свою продукцию.