21 ноября 2024 г., Четверг
РЕГИСТРАЦИЯ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА
СПРАВОЧНИК
СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
УЧАСТНИКАМ
СЕРВИС
ПОИСК ПО САЙТУ
Введите слово или фразу:
Искать в разделе:


Колесо фортуны. Эксперты рассказали о новых игроках на рынке сельхозтехники в РФ

28 декабря 2022 21:27

Западные санкции серьезно изменили ландшафт рынка агротехники в России: многие европейские и американские производители перестали поставлять свою продукцию. Эксперты рассказали журналу поле.рф, кто способен занять место выбывших игроков и какие сложности есть с точки зрения спроса со стороны аграриев.

Санкции и последствия

Главный вывод — радикально повлиять на структуру парка агротехники ситуация с поставками пока еще не успела, поскольку российский агропром изначально был ориентирован на технику отечественного производства.

«Существенных изменений в автопарках перевозчиков зерна и другой сельхозпродукции в 2022 году не произошло, — говорит Антон Кондратов, директор компании Smartseeds, которая занимается автоматизацией перевозок в сельском хозяйстве с использованием полного цикла юридически значимого электронного документооборота.

 — Это связано с тем, что на данном рынке превалирует доля машин российского производства — в грузоперевозках это 60%, а в перевозках именно зерна — около 8090%. Снижение доли иностранных автомобильных брендов или вовсе их уход из России не оказывают существенного влияния на сегмент грузоперевозок урожая.  Типичный зерновоз сегодня — это КамАЗ, и доля остальных марок техники для грузоперевозок в сельском хозяйстве (в том числе, западных или китайских), незначительная», - отметил он.

И все же перевозчики в России постепенно начинают интересоваться китайскими грузовиками. По данным аналитического агентства «Автостат», марка Shacman за январь—сентябрь 2022 года продемонстрировала рост в 238,1%. 

По данным  аналитического агентства «Автостат», за 9 месяцев 2022 года объем российского рынка новых грузовых автомобилей составил 58,7 тыс. единиц — на 19,2% меньше, чем в январе—сентябре прошлого года.

Непосредственные участники рынка — лизинговые компании — отмечают, что глобальных перемен на рынке сельхозтехники пока не отмечается. «На территории РФ львиную долю (около 80%) в сегменте комбайнов всегда занимал „Ростсельмаш“, — знает Кирилл Осипов, руководитель отдела оценки имущества ГК „Альфа-Лизинг“. — Сейчас его доля выросла до 95%, импорта очень мало. В сегменте тракторов доминирует продукция ПТЗ, „Кировец“, а также тракторы „Ростсельмаш“. В целом сельское хозяйство — это отрасль, которая меньше всего пострадала в связи с отсутствием импорта».

Игорь Тисленко, региональный директор по ЮФО и СКФО компании «Интерлизинг» считает, что среди российских фермеров доля тех, кто предпочитает импортную технику, невелика, а производители из России и стран Евразийского экономического союза в состоянии закрыть потребности агробизнеса и поставить технику для любых задач производственного цикла.

«Мы пока не сталкивались с ситуацией, когда отечественное решение или решение родом из дружественных стран не могло бы заменить по функционалу западное решение. Любые комбайны — клавишные, роторные, малопроизводительные или высокопроизводительные — здесь нет проблем. Что касается прицепного и навесного оборудования — аналоги на сегодня есть у практически всего. Отечественная техника по основным характеристикам не уступает иностранным аналогам, а по части приспособленности к работе в российских условиях даже превосходит импортные решения», — уверен Тисленко.

В 2022 году, по его словам, по-прежнему популярны комбайны производства КЗ «Ростсельмаш». «Уровень спроса даже повлиял на сроки поставки — в том числе и потому, что в прошедшем году спрос был достаточно консервативным, а в текущем году аграрии по понятным причинам решили, что техника нужна здесь и сейчас», — отметил собеседник журнала.

В чем сходятся и владельцы хозяйств и компании, работающие на рынке сельхозперевозок и сельхозтехники, так это в том, что рост стоимости обслуживания и запчастей для «рабочих лошадок» влияет на себестоимость урожая.

«Актуальный вопрос для владельцев зерновозов — поддержание их в рабочем состоянии, ведь автомобили эксплуатируются достаточно активно на протяжении длительного времени (в некоторых регионах Юга России средний возраст грузовых машин достигает 20 лет), — отмечает Антон Кондратов. — В 2022 году перевозчики столкнулись с ростом стоимости запчастей, „резины“ и расходных материалов. Тренд на рост издержек сохранится и в 2023 году. Оптимизировать затраты на обслуживание вряд ли получится, и на этом фоне особенно важной будет выглядеть регулярность и системность исполнения заказов для точного планирования бюджета, минимизация рисков столкновения с недобросовестными заказчиками, когда работы оплачиваются сильно позже срока их выполнения или оплачиваются не в полном объеме, снижение остальных затрат, например, на посредничество при организации перевозки. Помогут цифровые платформы, созданные по принципу Uber for X, — например, Smartseeds, где может зарегистрироваться и брать заказы напрямую у сельхозпроизводителей и трейдеров любой перевозчик, удовлетворяющий требованиям Хартии АПК. У исполнителя есть возможность выбрать заказ с наиболее выгодной стоимостью, все коммуникации осуществляются в цифровом формате — через мобильное приложение или сайт, перевозчики получают аванс в размере 70% от стоимости рейса, и оплата поступает со стороны платформы „день в день“, без задержек».

 

Новые игроки, новые страны

 

Участники рынка сельхозтехники рассказали, какие страны готовы заместить ушедшие европейские и американские бренды.

«Свою технику стали поставлять Аргентина и Бразилия, но это касается в основном самоходных опрыскивателей, отечественных аналогов, чтобы заменить импорт, нет, — рассказывает Кирилл Осипов. — Отзывы по ним в целом хорошие. На данный момент лучше ничего нет. Также отмечаются попытки попасть в сельскохозяйственный сегмент у Китая, но пока это только один бренд и продаж еще нет».

Владельцы малых и средних фермерских хозяйств в России занимают в целом выжидательную позицию по отношению к китайским брендам сельхозтехники и готовы принимать решения о покупке только после тестирования машин из КНР в русском поле в предстоящем сезоне. Ключевым моментом здесь станет уровень и оперативность предоставляемого китайскими производителями сервиса.

«В этом году мы техники вообще очень мало закупаем, не покупаем и ни одного нового комбайна, хотя обычно делали это каждый год. Не понятно, что происходит на рынке. Новеньких я пока не могу оценить по достоинству, нет достаточной информации, чтобы принять решение. Посмотрю, что появится на рынке, послежу за отзывами», — отметила в эфире телеграм-канала «Работаю в поле» Кристина Романовская, собственник и генеральный директор племенного хозяйства «Лазаревское» в Тульской области (25 тыс. гектаров посевных площадей).

По мнению фермера из Воронежской области Никиты Токмакова (650 гектаров посевных площадей), китайские производители сельхозтехники могут составить конкуренцию российским в сегменте тракторов. «Они не дотягивают до ушедших брендов западных — до AGCO, JOHN DEERE и так далее — и пока не оттестированы в российских реалиях, но они очень быстро улучшаются. Я думаю, что за этот год они подстроятся, выйдут с хорошими середнячковыми решениями и будут по цене дешевле», — отметил фермер.

У «Интерлизинга» уже есть опыт продаж китайских машин. «Во второй половине 2022 года на российском рынке появились два заметных производителя — это бренды LOVOL и Ensign, это Китай и Турция соответственно, — говорит Игорь Тисленко. — Сейчас с ними мы уже разработали программы по беспроцентной рассрочке для наших сельхозтоваропроизводителей. Для нашей страны это новые бренды, но они производят понятные и в целом востребованные нашими фермерами продукты — в первую очередь это небольшие трактора».

 

Предпочтения малых хозяйств

 

Среди малых и средних хозяйств микрофинансовые организации видят спрос на китайскую технику.

Василий Климов, генеральный директор ООО МКК «Агроинтегратор»:

«Рынок пополняется техникой из Китая, Турции. По части самоходной техники популярны трактора YTO, Agroapollo — аналоги продукции МТЗ по конструкции и силовым агрегатам. По грузовикам сильный спрос на китайские тягачи и самосвалы Sitrak, FAW, Shacman — цены на них приемлемы на фоне катастрофически подорожавших и дефицитных западных аналогов. Такая китайская продукция расписана по поставкам до мая-июня 2023 года.

Фермеры в условиях удорожания продукции МТЗ (на 45% год к году минимум) и трудностей с покупкой и последующим обслуживанием западной и европейской техники охотно выбирают китайские продукты, несмотря на то что трактора Китай предлагает на 5–10 % дороже. Но Китай и Турция предлагают особые условия по оплате: аванс минимальный, и перечисление аванса возможно в течение 30 дней, остальное — по отгрузке заказа. Впрочем, остаются и ярые приверженцы техники из Белоруссии».

Опасения по поводу качества китайской сельхозтехники и приборов для точного земледелия среди российских аграриев пока присутствуют, но производители могут удивить взыскательных покупателей. С журналом поле.рф поделился своим опытом Роман Бондарев, коммерческий директор ООО «МС НАВИ»:

«Мы занимаемся импортом оборудования для автоматического вождения тракторов, их продажами и, что важно, обслуживанием. Важно потому, что обслуживать некачественную технику, во-первых, затратно, а во-вторых — подразумевает репутационные риски. Та китайская техника, что продавалась в начале двухтысячных и заслужила репутацию ненадежной, — это совсем не то, что доступно сегодня. Конечно, китайская техника бывает очень разной и сегодня, есть и производители бюджетного сегмента, не блещущие качеством. Но все же есть и производители, которые следят за качеством своих изделий, компонентной базы и монтажа.

На российском рынке появилась новая китайская техника для аграриев — например, трактора. Наверное, делать выводы о ее качестве без опыта массовой эксплуатации всерьез нельзя. Но мы занимаемся системами автовождения не первый год и по своему опыту можем сказать, что как минимум у нашего основного производителя — AllyNav — оно на высоком уровне. Интересно, что, выбирая вендора для сотрудничества, мы обращали внимание прежде всего на то, как качественно все собрано, насколько надежна конструкция. Оказалось, что те устройства, которые собраны качественно, и на программном уровне работают хорошо. Поэтому и с постпродажным обслуживанием у нас проблем нет. Да, у китайских производителей пока нет того огромного опыта, который есть у американских и европейских, и по возможностям они, может быть, в чем-то уступают. Но уже того, что есть, более чем достаточно для закрытия основных вопросов тем, кто ориентируется на развитие точного земледелия, без применения которого сегодня достичь хорошей производительности аграрию трудно».

Ценник, который кусался

 

Эксперты рынка по-разному оценивают рост цен на сельхозтехнику в России в 2022 году. Но в том, что количество заявок на поставку техники для весенней посевной снизилось год к году, они единодушны.

«Цены на отечественную технику выросли не так сильно, в пределах ежегодной инфляции, но в этом году бюджет, выделяемый под субсидии по программе 1432, был существенно меньше, чем ранее, и поэтому большинство машин было продано дороже — на сумму, пропорциональную субсидии, — говорит Кирилл Осипов. — Ставки для сельского хозяйства не выросли и финансирование дороже не стало. Изменение ставки зависит от ставки ЦБ и распространяется на всю технику вне зависимости от отрасли.

Число заявок на поставки техники под грядущую посевную сильно сократилось, так как фермеры не спешат тратить деньги из-за существенного снижения цен на зерно, цены на которое упали в 2–3 раза по отношению к январю текущего года».

В «Интерлизинге» рост цен оценили как «значительный». «Если говорить о ценах на технику, то они выросли и значительно, — говорит Игорь Тисленко. — Связано это в первую очередь с санкционной политикой: проблемы с логистикой и необходимость поиска альтернатив сказались на стоимости для конечного потребителя. Рост составил порядка 20–25%.

Лизинговые ставки были также достаточно волатильны: в конце I квартала и во втором наблюдался существенный рост. Однако на сегодня условия уже вернулись в состояние января 2022 года.

Спрос под посевную–2023 достаточно сдержанный, и связано это в первую очередь с ситуацией на зерновом рынке — ввиду рекордного урожая цена невысока, и аграрии сейчас предпочитают не продавать урожай, придерживая его до лучших времен».

Василий Климов из «Агроинтегратора» рассказал, что число заявок на сельхозтехнику от аграриев снизилось примерно на 20%, а цены существенно возросли как на импортные машины, так и на отечественные.

«Ценовая динамика разнится в зависимости от производителя, к примеру комбайн Claas, стоивший в 2021 году чуть более 23 млн рублей, сегодня предлагается за 43–45 млн, трактор же YTO, в июне 2022 стоивший 5,3 млн рублей, сейчас можно приобрести за 4,8 млн. Белорусские комбайны „Палессе–812“ подорожали на 70% и более с 2021 года, а наш главный производитель сократил модельный ряд более чем вдвое. Цены выросли с 2021 года также более чем на 70%, виной импортная составляющая по силовым агрегатам и электронике до 80%», — говорит Климов и отмечает что ставки лизинга стали на 1–2 процентных пункта ниже.

Производители сельхозтехники сетуют на недофинансирование программы 1432 по субсидированию закупок сельхозтехники для аграриев и полагают, что спрос на машины в 2023 году может быть сдержанным. На будущий год на программу в бюджете РФ заложено 2 млрд рублей против 8 млрд рублей в 2022 году.

Заместитель директора ассоциации «Росспецмаш» Денис Максимкин:

«По нашим оценкам, до 2030 года для эффективной работы программы на ее финансирование необходимо выделять не менее 15 млрд рублей в год. При этом необходимо предусмотреть предоставление средств в соответствии с фактической потребностью предприятий».

Источник: поле.рф
Телеграм-канал: https://t.me/zolnews
Читайте новости рынка в нашем мобильном приложении  
Установите мобильное приложение Зерно Он-Лайн: