Павел Абросимов и Михаил Бахтиаров из Major занялись экологически чистым фермерством - и что из этого вышло
О становлении агробизнеса совладельцев Major Михаила Бахтиарова и Павла Абросимова рассказывает «Эксперт».
Курс на натуральность
За 20 с небольшим лет автодилер Major прошел большой путь – от продажи автомобилей до создания крупного холдинга с многомиллиардным оборотом. Сегодня Major Auto – лишь одно из подразделений компании, деятельность которой давно перестала быть узкоспециализированной.
Последним освоенным направлением на сегодняшний день стал агробизнес, который начался с открытия фермерского хозяйства в Подмосковье в 2016 г. Сельскохозяйственные земли решили подобрать в Московской области, поближе к целевому потребителю. Президент Major Михаил Бахтиаров рассказывает, что первым шагом стало приобретение маленькой агрофирмы «Шульгино»: хотя ее поля давно заросли, места здесь были экологически чистыми, что идеально сочеталось с целями органического хозяйства.
К делу подключили опытных фермеров, не забывая активно перенимать опыт у отраслевых конкурентов. От идеи использования агрохимии отказались сразу: в дальнейшем купленные земли были сертифицированы немецкой фирмой Kiwa по международным органическим стандартам.
В 2017 г. холдинг инвестировал 1,5 млрд. руб. в создание подмосковного животноводческого комплекса. Поначалу он включал полторы сотни голов КРС молочной породы, также были закуплены козы и овцы хорошей селекции. Предприятие быстро обрастало сельхозтехникой, позволявшей обрабатывать поля, заготавливать корма и перерабатывать молоко.
Павел Абросимов вспоминает, что в 2018 г. на рынок вышла первая очередь молочной продукции, чуть позже на предприятии заработала сыроварня. Помимо коров и МРС новоиспеченные фермеры занялись разведением птиц (кур, уток, индеек), а также закупили оборудование для мясокомбината, что позволило предложить потребителям широкий выбор мясной продукции. Мощность молокозавода и мясоперерабатывающего подразделения измерялась в тысячах тонн в год, а суммарный объем инвестиций перевалил за 3 млрд. руб. (сегодня он превышает 6 млрд. рублей).
Сегодня на сельхозпредприятии работает более сотни человек. Региональное министерство сельского хозяйства старается поддерживать фермеров, поэтому предприятие развивается ускоренными темпами. Специальные условия содержания животных, отказ от гормонов роста и натуральные корма, выращенные на собственных полях без пестицидов и прочей агрохимии, позволяют выпускать экологически чистую продовольственную продукцию.
Чуть позже бизнес-партнеры Абросимов и Бахтиаров занялись растениеводством в Тульской области. Поначалу ставка была сделана на выращивание зерновых культур (пшеницы, ячменя) и рапса, а сегодня уже возводится огромный элеваторный комплекс, функционируют теплицы, также планируется построить мельницу и выращивать плодово-ягодные культуры.
Путь от Major к M2
Название подразделения «Ферма M2» отнюдь не случайно: это второе ключевое направление работы холдинга Major. Натуральная пища, произведенная без химикатов, пользуется большим спросом на российском рынке.
От сотрудничества с сетевыми монополистами отказались сразу, чтобы убрать цепочку посредников и сохранить доступную ценовую политику. В 2019 г. открылся первый розничный оффлайновый магазин, а сегодня таких торговых площадок уже десять. Также функционирует интернет-магазин, где покупатели могут приобрести молоко, сметану, творог, стейки, сыры, овощи, сырокопченые колбасы и продукцию партнеров – в общей сложности около 400 наименований. В двух магазинах «M2 Organic Club» действуют локаворские рестораны, предлагающие посетителям собственную продукцию.
Знаковым событием стала победа фермерского хозяйства на конкурсе WorldFood Organic. Сегодня оно считается одним из крупнейших в России. Рыночному продвижению помогает и активная жизненная позиция компании: регулярное участие в выставочных мероприятиях, ведение популяризаторской работы. Павел Абросимов и Михаил Бахтиаров не сомневаются, что органическое земледелие продолжит динамично развиваться в нашей стране.