Ситуацию они называют критической – есть все шансы потерять и без того скромный урожай.
Нехватку топлива сами аграрии связывают с тем, что все запасы, возможно, могли уйти за границу, передает inbusiness.kz.
Ситуация с дефицитом дизельного топлива в осенний период в Казахстане практически повторяется из года в год. Связывают это, как правило, с уборочной кампанией, мол, все запасы выкупают сельхозники. Оттого и нехватка, оттого и рост цен. Так, меньше недели назад с североказахстанских заправок практически пропал дизель. А там, где все же продавался, стоимость перешагнула за 230 тенге за литр. Ощутимый удар по тем, кто занимается грузовыми перевозками.
Однако выясняется, что не все так просто. Где найти дизтопливо, не знают даже сами аграрии, на которых все подряд взваливают ответственность за осеннюю нехватку горючего.
«…Скажите мне, пожалуйста, почему солярки в уборку нет, на заправках каждый год в уборку и посевную ? Цена на дизтопливо со 187 выросла до 235 тенге за литр и только по талонам за один день!» – сетует североказахстанский фермер Андрей Стрелец.
Аграрии готовы хвататься за голову: их фактически обязывают держать цены на продукцию на определенных уровнях, но себестоимость товаров, конечно, выходит значительно выше. А работать себе в убыток закономерно никто не хочет. Как и власти не хотят осознавать, что конечная стоимость даже продуктов первой необходимости формируется по простой формуле: цена на литр дизтоплива к килограмму той же пшеницы или картофеля и т. д.
Есть риск того, что работа в полях встанет, отмечают представители сельхозотрасли. И не понимают, как подобное можно было допустить именно сейчас, когда идет ожесточенная битва за урожай. Тут же встают вопросы: кто понесет ответственность, если уборочная кампания из-за дефицита топлива будет сорвана, и кто возместит аграриям убытки за порчу зерна?
Такая же ситуация и у мукомолов. Как рассказала коммерческий директор одной из североказахстанских мельниц Таисия Колегова, их предприятие столкнулось с острой нехваткой газа.
«В прошлом году мы и ряд других компаний перешли с дизеля на газ, чтобы оптимизировать процесс сушки, не иметь перебоев с поставками газа, как это было ранее с дизелем. Но проблема с топливом коснулась нас именно сейчас, в период массовой заготовки зерна, и именно в тот момент, когда зерно поступает влажное! У нас на площадке около 1 тыс. тонн сырой пшеницы и газа на одни сутки работы. Если сушилка завтра встанет, то мукомольная пшеница, которая и так в этом году на вес золота, просто превратится в солод!» – говорит Таисия Колегова.
Обстоятельства гнетущие и порождающие много разговоров и подозрений среди представителей сельхозпредприятий.
«По имеющейся информации, которой делятся встревоженные аграрии между собой, дизельное топливо и газ продали все за границу. Также обсуждают, что казахстанские НПЗ сговорились и перестали отпускать дизель и газ, исходя из спекулятивных намерений поднять цену на фоне дефицита и повышенного спроса именно в пик массового потребления. Если эти факты будут подтверждены, просим принять меры, так как данные действия можно смело определить как преступление против государства и народа!» – заявляет Таисия Колегова.
Кстати, на дефицит дизельного топлива жалуются и аграрии в других регионах, как на юге, так и на западе Казахстана. И снова страдают аграрии, на долю которых в этом году и так свалилось немало. Так, актюбинские фермеры пожаловались на то, что не могут завершить полевые работы по причине острой нехватки дизеля.