Зерновой фрахт: для Азовского бассейна наступили непростые времена
На 40-й неделе конъюнктура товарно-сырьевого рынка отчетливо продемонстрировала волатильность спроса, на что многие отечественные Трейдеры не смогли отреагировать своевременно: в Азовских портах накоплены партии пшеницы, которые были откуплены по высокой цене, но на фоне снизившегося спроса перерабатывающих предприятий Турции, данные объемы не могут быть проданы с сохранением желаемой маржинальности. Причинами этого видятся специфический взгляд Отправителей на ценообразование и проблемы в логистической составляющей. Например, дефицит русскофлажного флота по-прежнему не позволяет выполнять достаточное количество каботажных рейсов на рейдовую перевалку Кавказа. Недавнее ужесточение весового контроля усложняет довоз грузов автотранспортом и усиливает без того высокий спрос на каботажный флот. Традиционная для данного времени года ситуация с погодой также препятствует выполнению программ Экспортеров. Сгонные ветры вызвали падение уровня воды в Азовском море, что, в свою очередь, повлияло на снижение допустимой проходной осадки в реке. Так, в портах Азова и Ростова сложившиеся условия приводят к простою теплоходов в ожидании подходящего уровня воды и не дают брать груз на полную вместимость.
Снижение уровня воды также препятствует проходу через судоходный шлюз Кочетовского гидроузла, где уже образовалась очередь из теплоходов. Следствием сложностей, вызванных погодными условиями, может стать то, что запланированные объемы пшеницы не будут своевременно вывезены из удаленных речных элеваторов, что повлечет за собой недостаток товара в портах Азова: особенно это касается отгрузок с верхней Волги, где уборка таких культур, как семечка, всё еще продолжается.
За исключением умеренного роста ставок на длинных плечах - из Чистополя и Казани на Иран - состояние фрахтового рынка на Каспии сохраняется уже на протяжении нескольких недель. Следует отметить, что такая стабильность является нехарактерной для данного региона, где колебания 3-5 долларов за тонну в неделю обычно являются нормой. Единственным событием, которое в ближайшее время может привести рынок в движение, является приближающееся окончание работ по уборке кукурузы в областях, прилегающих к Волжскому бассейну: формирование судовых партий нового урожая должно положительно повлиять на рост ставок фрахта.
Участники зернового и фрахтового рынков с тревогой обсуждают возможное введение второй в истории новой России экспортной квоты. Официальная информация об объеме и сроках на данный момент отсутствует, но есть повод опасаться повторения сценария прошлого сезона, когда 70% квоты были выбраны всего за полтора дня, и решающую роль играло декларирование объема, а не вывоз. Это вынудило игроков прибегнуть к различным схемам обхода создавшихся ограничений, прежде всего связанным с транзитом и реэкспортом, а также к торговле квотами, что для Экспортеров было сопряжено с дополнительными сложностями и затратами.