«Астон» купил порт с бурным прошлым
Один из крупнейших отечественных экспортеров — «Астон» — приобрел ООО «Торговый порт» в Ростове. Сделка стала последней страницей в истории конфликта турецкой «Нух Чименто Санаи А.Ш.» и ростовского предпринимателя Арменака Артемьева. 10 лет назад совладельцы ООО «Торговый порт» затевали совместный бизнес по производству бетона и перевалке цемента, однако сотрудничество не задалось, затяжной конфликт завершился лишь в этом году, с продажей актива.
Покупка ООО «Торговый порт» позволит «Астону» в будущем увеличить собственные мощности по перевалке в ростовском порту примерно в 3 раза, до 4,5 млн т зерна. Эксперт оценивает актив в 3-4 млн долларов, а стоимость увеличения мощностей перевалки зерна — в 35-60 млн долларов. Сегодня в морском порту Ростов-на-Дону самые большие мощности по перевалке сухих грузов — у Ростовского порта (2,8 млн т в год) и «Юга Руси» (2,4 млн т в год).
ООО «АДК», входящая в группу компаний «Астон», завершила сделку по приобретению 100% доли ООО «Торговый порт», сообщается на официальном сайте компании. Торговый порт владеет земельными участками в промзоне Заречная площадью более 38 тыс. кв. м и двумя причалами общей длиной свыше 275 метров.
Как следует из пресс-релиза, благодаря приобретению уже в текущем сельхозсезоне «Астон» планирует увеличить отгрузку зерновых на 120-150 тыс. т в месяц, а в дальнейшем, после проектирования и строительства элеваторного комплекса, будет производить отгрузку зерновых в ростовском порту в объеме не менее 4,5 млн т в год.
По данным официального сайта Службы капитанов морского порта Ростов-на-Дону, пропускная способность собственных портовых мощностей «Астона» составляет 1,6 млн т в год сухих грузов.
Таким образом, «Астон» приобрел площадку, которая позволит увеличить собственные портовые мощности примерно в 3 раза.
В компании сумму сделки не раскрывают.
— Учитывая, что приобретается имущество, которое требует вложений, чтобы начать перевалку зерна, я думаю, оно обошлось «Астону» в 3-4 млн долларов, — отмечает руководитель исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов. — Сейчас «Астон» может переваливать на действующих мощностях в Ростове около 2 млн т зерна. Чтобы довести объемы перевалки до 4 млн т, им потребуется от 35 до 60 млн долларов, в зависимости от сложности проекта, при условии, что все коммуникации уже подведены.
У сделки была драматичная предыстория. За имущество ООО «Торговый порт» конфликтовали партнеры — турецкая компания «Нух Чименто Санаи А.Ш.» и ростовский предприниматель. Попытка построить совместный бизнес по перевалке цемента и производству бетона, начатая в 2009 году, не увенчалась успехом. Турки обвиняли ростовского партнера Арменака Кочканяна (с 2015 года он сменил фамилию на Артемьев) в попытке присвоить бизнес. Ростовчанин свою позицию не комментировал (подробнее см. N, № 1000). В ходе конфликта стороны обменивались исками. С 2015 года правопреемником г-на Артемьева в совместном бизнесе и, соответственно, в конфликте, стал Рубен Малхасян.
В 2015 году ООО «Торговый порт» было признано банкротом, в 2017-м на нем было введено конкурсное производство, объем задолженности составлял 79 млн рублей.
В июне этого года дело о банкротстве было закрыто, поскольку стороны заключили мировое соглашение. Основной кредитор общества (93% долга) Фаина Гаранина получила в счет долга причал протяженностью 121,5 м и участок порта площадью 25 тыс. кв. м. Через месяц после заключения мирового соглашения ООО «Торговый порт» вошло в ГК «Астон». На минувшей неделе получить комментарий «Нух Чименто Санаи А.Ш.» не удалось, как и связаться с г-ном Малхасяном. Источник, знакомый с ситуацией, сообщил, что «конфликт завершился ко взаимному удовлетворению всех участников».
Новый владелец порта ГК «Астон» сейчас на третьем месте в тройке крупнейших отечественных экспортеров зерна, согласно данным «ПроЗерно». Группу компаний опережают ТД «РИФ» и «Гленкор». В сельхозсезоне 2018/2019 «Астон» отгрузил 3,39 млн т. Всего в минувшем сельхозгоду из-за более низкого урожая Россия экспортировала 41,66 млн тонн, что на 20,5% меньше, чем сельхозсезоном ранее.
«Астон» работает над увеличением своих мощностей по перевалке и транспортировке сельхозпродукции. В минувшем году компания заявила о начале сотрудничества с китайскими судоверфями, планируется построить до 10 сухогрузов дедвейтом 8 тыс. т — максимально возможный размер для захода в донские порты. Поставка первых двух судов ожидается в конце текущего года. В 2018 году на территории судоремонтного предприятия «Астона» ОАО «Моряк» был запущен комплекс для приема, хранения и отгрузки подсолнечного масла с объемом хранения около 9 тыс. т, за счет этого проекта компания удвоила свои возможности по хранению наливных грузов в Ростове (официальных данных о том, на сколько выросли возможности отгрузки подсолнечного масла, нет; подробнее см. N, № 1282).
Если «Астон» реализует свой проект на площадке ООО «Торговый порт», он станет крупнейшим стивидором по перевалке сухих грузов в Морском порту Ростов-на-Дону. По данным Службы капитанов этого порта, сегодня крупнейшие стивидоры, отгружающие сухие грузы, — Ростовский порт (2,8 млн т в год), «Юг Руси» (2,4 млн т) Ростовский универсальный порт (1,78 млн т), ГК «Астон» (1,6 млн т), Ростовский комбинат хлебопродуктов (1 млн т).
Развитие инфраструктуры портов в Ростовской области — тренд последних лет. Крупнейший из недавно реализованных проектов — морской терминал «Агропорт Устье Дона» пропускной способностью 700 тыс. т в год, запущенный Louis Dreyfus Company в 2017 году. Агрохолдинг «СТЕПЬ» (входит в АФК «Система») готовит к экспертизе проект зернового терминала в Азове пропускной способностью более 2 млн т в год (см. N, № 1314). Южный морской порт в Азове, входящий в ростовскую группу компаний «Астра Альянс», приступил к реализации инвестпроекта, который позволит к 2022 году увеличить объемы отгрузки сельхозпродукции с 750 тыс. т до 1,5 млн т. в год.
Ранее директор отраслевого агентства «ПроЗерно» Владимир Петриченко, комментируя развитие инфраструктуры азовского порта, сообщал N: «Дефицита перевалочный мощностей на юге России нет, но в пиковые периоды экспортных отгрузок — с августа по октябрь — ощущается некоторое напряжение. Кроме того, напряженность есть в периоды, когда закрываются на зиму порты Дона и Волги и начинается ледовая проводка в Азовском море. Так что можно говорить о том, что движение по развитию портовой инфраструктуры полезно» (подробнее см. N, № 1302).
Управляющий директор Южного морского порта в Азове Али Сейфуллаев в беседе с N указывал на то, что развитие портовых мощностей играет на руку всем участникам рынка: «Нужно учитывать портовую логистику: на объемы погрузки влияют ограничения по времени захода корабля в порт, время обработки кораблей, время прохождения обязательных регистрационных процедур в порту, таких, например, как открытие и закрытие границ. Поэтому, чтобы обеспечить регулярность отгрузки, даже тем экспортерам, у которых есть свои терминалы, выгодно задействовать все доступные портовые мощности. Например, сегодня и ТД «РИФ», и «Астон», имеющие собственные терминалы, часть грузов переваливают в нашем порту».