Загрузка морских портов России выросла до 10-летнего рекорда
В прошлом году российские морские порты нарастили свою загрузку до 76,7%. Этот уровень стал наивысшим за последние десять лет, следует из данных ФГУП «Росморпорт», с которыми ознакомились «Известия». Увеличение оборота происходит в первую очередь благодаря росту перевалки зерна, угля и удобрений, говорят эксперты. По их мнению, к 2022 году загрузка портов имеет все шансы достичь 80–84% — максимумов середины 2000-х годов.
Зерно и уголь вывели российские морские порты на рекордные с 2007 года уровни загрузки. В прошлом году общие мощности портов увеличились на 25 млн т — до 1025 млн т, их загрузка выросла на 64 млн т — до 786 млн т, рассказали «Известиям» в пресс-службе «Росморпорта». Таким образом, соотношение загрузки к мощности портов за прошлый год выросло на 4,5 процентного пункта.
Рост загрузки объясняется и появлением ряда новых терминалов. В первую очередь по отгрузке сжиженного газа (ввод второго терминала по перевалке СПГ «Новатэка» в Сабетте, а также терминалов в Высоцке и Калининграде), а также мощностей в порту Калининграда и двух угольных терминалов в портах Восточный и Мурманск, добавили в «Росморпорте». Существенно расширились объемы по перевалке зерна — был введен терминал в Азове, а также нефти — в порту Приморска, рассказали «Известиям» в пресс-службе Минтранса.
Несмотря на сохраняющуюся пока общую недозагрузку (в 23,3%), компании жалуются на дефицит мощностей в отдельных регионах, говорил в конце марта замглавы Минтранса Виктор Олерский. Это заставляет крупных экспортеров зерна и минеральных удобрений пользоваться зарубежными портами или альтернативными транспортными маршрутами, к примеру, экспортными трубопроводами (для перекачки аммиака), в основном в странах Балтии и на Украине.
Чтобы избавиться от такой зависимости, компании планируют строить порты в Тамани, отметила директор по развитию агентства «Портньюс» Надежда Малышева. К примеру, к 2020 году запустить такой терминал на 5 млн т намеревается «Тольяттиазот», испытывавший проблемы с прокачкой аммиака через Украину. Новые порты, согласно принятой правительством «дорожной карте» до 2020 года, появятся также на Балтике, Баренцевом и Белом морях.
В этом году рост мощностей продолжится, они вырастут еще на 23 млн т и достигнут 1048 млн т, считают в «Росморпорте». На вопрос, будет ли расти загрузка мощностей в дальнейшем, «Известиям» не ответили.
Из-за дефицита мощностей производители стараются использовать действующие порты по максимуму, в перспективе до 2021 года способствовать росту загрузки всё также будут уголь и зерно, считает гендиректор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов. Он добавил, что в 2019 году оборот портов может незначительно снизиться, но чисто статистически: с запуском моста через Керченский пролив перевалка в Крым потеряет актуальность.
С учетом стабильного зарубежного спроса на нефтепродукты и зерно к 2022 году вероятен и рост загрузки до 80–84% — рекордных показателей 2005 года, считает аналитик Fitch Ratings Вячеслав Смагин. По его словам, рост загрузки приведет к увеличению налоговых поступлений в бюджет от экспортных пошлин и поддержит транспортный бизнес.