В Казахстане хотят ввести утилизационный сбор на сельхозтехнику по примеру России
В Казахстане 45 000 тракторов и 9 000 комбайнов практически не работают
Примерно 200 млрд тенге теряет Казахстан при сборе урожая из-за устаревшей техники, пишет портал informburo.kz. Депутат Альберт Рау предложил ввести утилизационный сбор на сельскохозяйственную технику, какой действует сейчас на легковые авто.
«Впервые сегодня раскрыто состояние сельхозпарка. Не просто раскрыто. Знали мы эти цифры все годы. Но надо было иметь мужество сказать, сколько же мы миллиардов тенге и тонн готовой продукции теряем из-за того, что этот износ такой большой», – сказал Альберт Рау на правительственном часе в Мажилисе.
Он проинформировал, что в Казахстане 45 000 тракторов и 9 000 комбайнов практически не работают.
«За последний год мы утилизировали 65 000 легковых машин. Новых купили 55 000 за прошедший год, а старые утилизировали, переработали в металлолом, пластмассу. У нас сегодня 100% всех аккумуляторов перерабатывает Талдыкорганский завод. У нас 22 завода занимается переработкой шин. Чтобы ускорить замену старой техники, я предлагаю проработать совместно с МИР РК, Минэнерго и Минсельхозом введение утильсбора на сельскохозяйственную технику тоже. Причем, это зеркальная мера. Россия это год назад сделала. Если наши граждане сдают две машины на металлолом, то получают два сертификата и на отечественном заводе со скидкой отечественный автомобиль. Вкупе с автокредитованием это дает хороший эффект», – считает он.
Вице-премьер Аскар Мырзахметов в ходе правчаса рассказал, что срок эксплуатации 65% тракторов и 46% комбайнов в Казахстане превышает 17 лет. При этом 20% тракторов не работает, а 26% – подлежит списанию. Аналогичная ситуация с комбайнами.
Использование изношенной техники приводит к увеличению затрат на ремонт и ГСМ в среднем на 20% и главное – к недополучению порядка 14% валового сбора или порядка 200 млрд тенге. По мнению экспертов, это минимальная оценка. На самом деле потери урожая достигают 25%. При этом 20 казахстанских производителей сельхозтехники загружены на уровне 30%, а импорт более чем в два раза преобладает над производством.