«Экспорт сельхозтехники – время пришло!»
Отечественная сельхозтехника ударными темпами отвоевывает рынок у иностранных конкурентов. Все больше сельхозмашиностроителей, обретая солидный опыт и знания, включаются в конкурентную борьбу не только на внутреннем рынке, но и на рынках зарубежных стран.
О том, какие меры поддержки российского экспорта сельхозтехники существуют рассказала руководитель направления экспортных поставок Ассоциации Росагромаш Ольга Серебринникова.
- Существенным инструментом для вывода продукции на иностранные рынки является участие в международных специализированных выставках. Есть ли механизмы субсидирования участия отечественных сельхозмашиностроителей в таких мероприятиях?
- Данный механизм существует. Речь идет о частичном софинансировании затрат, которые несут компании при участия в выставках. Данная практика многие годы успешно применялась в различных отраслях российской промышленности. Однако в сельхозмашиностроении этот опыт имеет единичное, почти точечное направление, в частности, это субсидирование участия в выставке Agritechnica, проходящей в Ганновере. Есть понимание, что для расширения количества выставок требуется разработка специальной государственной программы с обозначенной суммой финансирования - именно для сельхозмашиностроения. Она должна представлять из себя чёткий план на ближайшие несколько лет, где будет расписана география участия, обозначены конкретные выставочное-ярмарочные и конгрессе мероприятия, перечислены меры поддержки, даны объемы финансирования. Это поможет производителям планировать свои стратегии на данных рынках, оптимизировать маркетинговые бюджеты, создаст предпосылки для активного поиска торговых партнеров в этих странах.
В настоящее время Ассоциация Росагромаш обсуждает возможность разработки такого документа, но инициатива, безусловно, будет и должна исходить от Минпромторга России.
- На сколько развита система розничного кредитования иностранных потребителей российской сельхозтехники на экспортных рынках?
- Существующая сейчас система финансовой поддержки экспорта рассчитана исключительно на крупные партии поставки товара. Применительно для сельхозмашиностроения - это звено поставки «завод - дилер». Благодаря этому значительно выросли отгрузки машин за рубеж - дилеры охотно брали технику, пользуясь этими инструментами. Но потом мы столкнулись с проблемой затоваривания дилерских складов. Потому что звено «дилер-клиент» российская система не охватывает. Поэтому практики кредитования розничных экспортных продаж российским банком, т.е. продажи 2-3 машин, на зарубежном рынке не наблюдается. Мы по своей линии полагаем, что необходимо развивать межбанковское сотрудничество, а именно: между российским банком, который имеет установку на финансирование российскогоэкспорта и банками-партнерами в странах-экспортерах. Конечной целью такого взаимодействия должно стать появление у банка-партнера кредитного продукта для розничного потребителя на привлекательных условиях. Данные условия должны быть сопоставимы с тем, что предлагают конкуренты США и ЕС на свою продукцию.
- Вы упомянули торговых партнеров российских экспортеров - дилеров, которые и отвечают за реализацию техники конечному клиенту. Какую роль в маркетинговом продвижении товара выполняют они?
- На дилера ложится основная нагрузка. Задача российского экспортера - поддержать в этом своего делового партнера, ведь конечная цель - общая. Идеальным примером является компания Ростсельмаш, которая вместе со своим дилером в каждой конкретной стране ежегодно составляет маркетинговый план. В данном документе прописывается перечень мероприятий и указываются все стандарты их проведения. Служба маркетинга завода принимает активное участие в его реализации - специалисты Ростсельмаш всесторонне помогают реализовать все в точном соответствии. Если по итогам года маркетинговый план выполнен - Ростсельмаш компенсирует дилеру часть затрат. Из практики маркетинговые планы пишутся дилером самостоятельно, т.к. он лучше знает своего клиента, рынок, особенности продаж, конкурентную среду, а завод, в свою очередь, знает свой товар и знает, на кого он рассчитан и что «интереснее» всего продавать за рубеж.
- Ольга, Вы будете модератором сессии «Экспорт сельхозтехники – время пришло! Что и куда поставлять?» на Российском Агротехническом Форуме. Действительно ли тема экспорта так актуальна для отечественных производителей?
- Благодаря девальвации рубля и государственной поддержке отечественные заводы смогли существенно увеличить свою долю на внутреннем рынке и в два раза повысить выпуск продукции. При таких показателях - вполне логично брать «новые высоты». Интерес продавать за рубеж был всегда. Но сейчас - самое лучше для этого время. В России существует система поддержки экспорта, есть структура за это отвечающая [Российский экспортный центр], но пока немногие производители ею пользуются, хотя и хаотично что-то поставляют за рубеж. А экспортер - это тот, кто превратил свои поставки на внешний рынок в систему. Исходя из этого, экспортерами в сельхозмашиностроении являются две-три компании – по сути это флагманы и в плане производства и в плане продаж на отечественный рынок. Остальные компании имеют дело с разовыми продажами за рубеж. В рамках секции мы хотим обсудить вопрос, как сделать так, чтобы система поддержки экспорта стала равно интересной и максимально удобной для любого российского сельхозмашиностроителя.
Российский Агротехнический Форум состоится 3 октября в рамках выставки АГРОСАЛОН 2016. АГРОСАЛОН официально входит в ряд самых известных международных экспозиций сельхозтехники, и является крупнейшей в России выставкой, представляющей продукцию лидирующих мировых производителей сельхозтехники. Выставка пройдет с 4 по 7 октября 2016 года в Москве, в международном выставочном центре «Крокус Экспо».
Более подробная информация о РАФ на сайте и на станице Форума на Facebook.