«John Deere Оренбург»: ближе и роднее
До конца года компания «John Deere» инвестирует в свое производство в Оренбурге порядка полумиллиона долларов – эти средства будут направлены на закупку и установку оборудования для металлообработки, а именно раскроя, гибки и резки металла для производства конструкций прицепной сельскохозяйственной техники. Сырье, однако, по-прежнему будет поставляться из Америки и Европы: при том, что российская сталь обладает хорошими силовыми характеристиками, отечественные металлурги пока не могут обеспечить качества стальной поверхности, соответствующего международным стандартам John Deere.
Производство John Deere в Оренбурге открылось в 2005 году (хотя процесс отверточной сборки готовых агрегатов производством можно назвать с большой натяжкой).
«Одиннадцать лет назад мы начинали с того, что собирали приходящие в Оренбург готовые комплекты прицепной техники, – рассказывает директор завода «John Deere Оренбург» Дмитрий Новгородов. – К настоящему времени мы стали полноценным производством: на предприятие поставляются узлы и агрегаты, значительной части которых требуется основательная «доводка» – сварка, покраска и т.д.»
В общей сложности в развитие производства в Оренбурге – реконструкцию производственных помещений и поставку оборудования – John Deere инвестировал порядка 45 млн долларов. Сейчас компания выпускает 9 моделей по 37 модификациям сельскохозяйственной прицепной техники по трем основным группам: пневматические посевные комплексы, орудия для обработки почвы и посевов, а также зерновые сеялки. На предприятии работают 4 сборочных линии, производственные площади составляют 30 тыс. кв. м, непосредственно на производстве заняты 120 человек, включая сезонных рабочих.
По информации директора по производству «Джон Дир Русь» Алексея Кузнецова, глубина локализации, достигнутая на производстве в Оренбурге к настоящему времени, позволила компании с 1 января этого года включиться в государственную программу субсидирования закупки сельхозтехники аграрными предприятиями, утвержденную постановлением Правительства РФ №1432 (принято в мае 2013 г.).
«Первого российского поставщика мы «подписали» еще в 2007 г. на поставку пластиковых баков, устанавливаемых на загрузчиках семян, чтобы не возить из-за океана «воздух». Сегодня наш пул российских поставщиков насчитывает порядка 25 компаний, и процесс поиска идет постоянно, – уточняет Кузнецов. – У завода есть пятилетний план локализации, или, как мы его называем, карта локализации, куда постоянно, в зависимости от рыночной конъюнктуры, вносятся коррективы.
Но мы не гонимся за локализацией ради локализации – даже если потенциальный поставщик удовлетворяет стандартам John Deere, но это ведет к увеличению себестоимости и, как следствие, цены на конечный продукт, мы, естественно, от сотрудничества с ним откажемся. Однако даже если мы и находим подходящего поставщика, его путь на John Deere со всеми аудитами, сертификациями и т.д. (во всем мире потенциальные поставщики John Deere проходят жесткий многоступенчатый «фильтр») занимает минимум 1,5 года».
До конца года в рамках программы государственного субсидирования компания планирует реализовать техники на 2 млрд рублей. Кузнецов хоть и отказался назвать долю техники, продаваемой в рамках программы, в общем объеме производства, однако отметил, что интерес к программе со стороны сельхозтоваропроизводителей постоянно растет.
Российская дилерская сеть «John Deere» сегодня насчитывает 18 официальных дилеров, осуществляющих продажи и сервисное обслуживание техники в 60-ти дилерских центрах, на которых в общей сложности работают порядка 2 тысяч человек. Прицепная техника «John Deere» поставляется во все регионы страны, однако значительная ее доля работает на полях Черноземной зоны России и в Поволжье. Кроме того, по данным открытых источников, до половины продукции завода уходит в соседний с Оренбургом Казахстан. На вопрос agro2b.ru о наиболее перспективных для John Deere регионах директор по продажам подразделения сельскохозяйственной техники John Deere в России Арне Бергманн ответил, что для компании в равной мере интересны все российские территории.
Однако г-н Бергманн все же отметил, что в недостаточной степени техника под американским брендом представлена там, где работают другие производители сельхозтехники – например, в Ростове-на-Дону, где работает «Ростсельмаш», на Кубани, где в 2005 г. был открыт завод по производству самоходной техники CLAAS, или в Татарстане, где функционирует СП ОАО «КАМАЗ» и Case New Holland (дочернее предприятие автоконцерна Fiat). Кроме того, достаточно непростыми в плане усиления присутствия Бергманну видятся регионы, где сильна государственная поддержка производителей, использующих отечественную самоходную и прицепную технику. Тем не менее, в целом по России John Deere сохраняет лидерство среди иностранных производителей (впрочем, топ-менеджмент компании подчеркивает, что «Джон Дир Русь» – это российская компания) сельхозтехники, однако конкретную долю, занимаемую компанией на российском рынке, г-н Бергманн называть отказывается.
Открытые же источники показывают цифру примерно в 11%, и, судя по динамике последних лет, этот показатель менялся весьма незначительно. Другое дело, что падает весь рынок в целом: по оценке г-на Бергмана, за последние 4 года в РФ он сократился наполовину, причем падения не избежали как «иностранцы», так и российские производители.
«Нынешняя финансово-экономическая ситуация в России и сложности с доступом к финансовым ресурсам заставили многих аграриев, по сути, отказаться от долгосрочного планирования – они сосредоточены на решении текущих задач, в то время, как покупка техники John Deere – это долгосрочная инвестиция», – поясняет глава подразделения по продажам. (Отметим, John Deere сотрудничает с крупнейшей российской лизинговой компанией «Росагролизинг». Кроме того, в состав корпорации входит собственная лизинговая компания John Deere Financial, которая начала работу с клиентами в России в 2012 году).
Тем не менее, прогнозы Арне Бергманна по поводу дальнейшего самочувствия российского рынка сельскохозяйственной техники скорее оптимистичны: менеджер полагает, что 2016 год если и покажет падение, то весьма и весьма незначительное, а со следующего года можно будет ожидать начала обратного процесса.
Для справки
В 2016 году John Deere вновь оказалась в списке ста самых ценных мировых брендов, формируемом компанией Interbrand – она заняла 83 место. Несмотря на то, что позиции John Deere чуть-чуть ослабли – годом ранее бренд занимал 79 место в рейтинге, его стоимости выросла на 2% и составила 5,2 млрд долларов. Впервые в данном рейтинге бренд John Deere появился в 2011 году.
Историческая справка
В 1837 году потомственный кузнец Джон Дир из города Гранд Детур (штат Иллинойс) в собственной кузнице изготовил свой первый плуг. Используя навыки, полученные в детстве на отцовской кузнице, он не просто отполировал сам плуг – он сделал его изогнутым, тем самым снабдив орудие функцией самоочищения. Изобретение Дира быстро завоевало популярность у его соседей-фермеров, осваивающих в то время вязкие земли Среднего Запада: двумя годами позже он изготовил 10 плугов, в 1841 – 45, а в 1842 – уже 100 орудий. Таким образом, Джон Дир превратился из кузнеца в промышленника. В 1848 году производство Дира «переехало» из Гранд Детура в город Молин, расположенный на берегу Миссисипи: здесь работала гидроэлектростанция; сбыт готовой продукцией осуществлялся преимущественно по реке.
Производство Дира стало отличной иллюстрацией пословицы «Кома война, а кому и мать родна» – Гражданская война, начавшаяся в 1861 году, принесла фермерам Среднего запада и их поставщикам огромные прибыли: армию надо было кормить, а Европа в те годы переживала неурожай зерновых.
В 1875 году компаньон Джона Дира Гилпин Мур изготовил плуг с колесами и сиденьем, что очень скоро избавило фермеров от необходимости идти за плугом. Плуг с колесами и сиденьем в John Deere считают одним из самых значительных изобретений за всю историю компании.
В 2014 году в Приамурье был найден старинный стальной плуг John Deere. «Джон Дир Русь» выкупила находку, и сейчас она хранится на заводе «Джон Дир Оренбург».