Казахстан приценивается к Бакинскому порту
Очередной цикл переговоров транспортных компаний прикаспийских и причерноморских стран по наращиванию грузоперевозок по маршрутам в обход России стартует в ближайшие дни, перевозчики ждут расчета тарифов.
Для решения вопросов, связанных облегчением прохождения грузов в странах Центральной Азии, руководство Турции предпринимает на правительственном уровне активные меры, заявил Sputnik постоянный представитель секретариата Международной правительственной комиссии (МПК) ТРАСЕКА в Азербайджане Акиф Мустафаев.
Делегация, возглавляемая первым заместителем премьер-министра Казахстана Бакытжаном Сагинтаевым, прибыла в Баку в среду, 16 февраля. В ходе визита казахстанская делегация ознакомится с деятельностью Международного морского порта Баку, работой таможенных служб и другими характеристиками транспортной инфраструктуры страны.
По словам Мустафаева, премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу на состоявшихся две недели тому назад в Астане встречах с президентом и премьер-министром Казахстана уделил отдельное внимание вопросу транзита турецких грузов в восточном направлении. "Руководство Казахстана уже подключилось к данному процессу, насколько я знаю, вице-премьер Сагинтаев посетил порт Актау (Казахстан), где выразил недовольство работой чиновников и бюрократией при погрузке и разгрузке грузов. На сегодня в Актау уже наводится порядок. И сегодня Сагинтаев прибыл в Азербайджан для изучения опыта организации портовой перевалки грузов, работы таможенных служб и ряда смежных вопросов", — заявил Мустафаев.
В ближайшие дни в Баку, в ходе очередного заседания администраций железных дорог Азербайджана, Казахстана, Украины и Грузии, Бакинского порта и Каспийского морского пароходства ожидается, в том числе, обсуждение транспортных тарифов. В частности, руководство Украины рассчитывает, что расходы на перевозку одного контейнера по железной дороге Грузии, Азербайджана, через Каспий далее в Казахстан и в Китай, составят 5 тысяч долларов. Данный тариф для украинских перевозчиков сопоставим с расходами, которые они несли, когда работали через территорию России.
"Не знаю, смогут ли прийти к созданию единого тарифа в 5 тысяч долларов на всем протяжении пути. Но в любом случае азербайджанский коридор сегодня привлекателен для грузов: другого пути пока нет, так как работать через Россию отправители не хотят или не могут", — заявил представитель ТРАСЕКА.
По словам Мустафаева, сейчас определяются маршруты и тарифы. Второй тестовый поезд проходит в основном через Туркменистан, порт Туркменбаши, из 32 вагонов только один был отправлен в Актау. Таким образом, проводится сравнительный анализ стоимости перевозки грузов и возможных проблем для двух маршрутов.
"От того, какое решение по тарифам будет принято в ходе предстоящего заседания, зависит многое, так как это будет практический протокол на уровне руководителей администраций железных дорог, порта и пароходства", — отмечает эксперт.
Однако, определиться с тарифами будет непросто, так как сегодня еще трудно сказать, во сколько обойдется второй тестовый поезд, точных данных пока нет.
"Сегодня никто не знает, где находится второй тестовый поезд и на каком участке. Порт Туркменбаши он покинул, но где сейчас конкретно находится, сведений нет", — отметил Мустафаев.
Конечно, направление движения через Туркменистан – почти в два раза короче Казахстана. Но там есть свои проблемы с получением виз и сборами, говорит эксперт, выражая надежду, что туркменское правительство примет меры к облегчению транзита грузов. Турецкая сторона активно к этому стремится, и Мустафаев уверен, что в ближайшее время руководство Турции посетит с этой целью и Туркменистан.
Впрочем, проблемы существуют и в Казахстане. Так, порт Актау имеет лишь один паромный сход на берег, что означает очередность погрузки и разгрузки. "Казахи ссылаются на строительство нового порта Курык. Но сегодня надо делать упор на возможность строительства второго паромного причала в порту Актау", — отметил представитель ТРАСЕКА.
Мустафаев также уверен, что довольствоваться сегодняшними результатами нельзя, так как отношения между Украиной и Россией рано или поздно восстановятся. Кроме того, существует альтернативный путь для грузов – через Китай, Казахстан, Туркменистан, Иран и далее через Турцию в Европу.
"Может через три года или пять лет, любые конфликты заканчиваются. И если к этому времени мы не сделаем коридор ТРАСЕКА привлекательным, то грузовые потоки могут пройти мимо нас. Соперничество на этом рынке огромное и мы не должны успокаиваться, что сделали несколько скидок по тарифам и упростили некоторые процедуры: мы должны работать и делать так, чтобы наш коридор был конкурентоспособным", — отметил он.
Ввод в эксплуатацию паромного комплекса в порту Курык запланирован на декабрь 2016 года, говорится в сообщении Казахстанских железных дорог. 15 февраля президент АО Аскар Мамин побывал с рабочей поездкой в Мангистауской области, где ознакомился с ходом реализации ряда проектов по развитию транспортной инфраструктуры региона. Мамин проинспектировал железнодорожную линию Боржакты-Ерсай, по которой с прошлого года открыто рабочее движение в сторону строящего паромного комплекса порта Курык. Паромный комплекс проектной мощностью 4 миллиона тонн грузов в год ориентирован на перевалку зерна, нефтепродуктов, удобрений, химикатов и других грузов в сопредельные государства Каспийского региона. Ожидается, что паромная переправа из порта Курык и железнодорожная линия Боржакты-Ерсай обеспечат мультимодальную транспортировку генеральных и наливных грузов, что позволит существенно увеличить транзитный грузопоток, повысить экспортный потенциал в западном направлении через Каспий.