Рост алтайской зернопереработки ограничивает сбыт
Алтайкрайстат опубликовал итоги работы промышленных предприятий за 2015 год. Из данных видно, что индекс производства пищевых продуктов превысил 105%. Отлично поработали молокопереработчики: производство масла за год увеличилось на 19,5%, а сыра и сырных продуктов - на 16,8%, до 83 тыс. тонн.
Таких показателей не удавалось добиться последние десять лет. Сами сыроделы объясняют успех увеличением спроса на их продукцию. Рост курса доллара к рублю привел к подорожанию иностранных сыров, а запрет на ввоз продукции ряда стран освободил полки магазинов для отечественной продукции, чем не преминули воспользоваться алтайские сыроделы.
Не такая радужная картина у мукомолов и крупянщиков. По итогам года производство муки составило 1056 тыс. тонн, что составляет 86,7% к 2014 году. Круп изготовили 308 тыс. тонн, или 95,6%.
Здесь снижение производства объясняется сокращением спроса на готовую продукцию из-за снижения покупательской способности россиян. Мукомольные мощности в крае загружены на 65%, а в целом по стране и того меньше – на 45%.
По мнению президента Союза зерноперерабтчиков Алтая Виктора Фоминых, выход из создавшегося положения - в развитии экспорта. В пример он приводит Турцию, которая закупая российское зерно, экспортирует 2,5 млн. тонн муки в год. В то же время все российские предприятия продают за границу около 150 тыс. тонн.
По данным территориального управления по ветеринарному и фитосанитарному контролю по Алтайскому краю и Республике Алтай, в прошлом году было отгружено за рубеж 28,86 тыс. тонн муки пшеничной, 1,44тыс. тонн муки ржаной, 47,89 тыс. тонн круп и 3,44 тыс. тонн хлопьев.
По мнению руководства Союза зернопереработчиков Алтая, чтобы нарастить экспорт, правительство РФ должно решить целый ряд проблем. В частности предоставлять гуманитарную помощь развивающимся странам не зерном, а продуктами его переработки, как это делают другие страны-доноры. Во-вторых, направить в российские торговые представительства специалистов по продажи пищевой продукции. Они должны проводить маркетинг местного рынка, помогая российским бизнесменам в его освоении.
В-третьих, необходимо субсидировать экспорт по примеру других стран- членов ВТО. И, конечно же, для алтайских зернопереработчиков важно ввести понижающий коэффициент к железнодорожным тарифам с первого километра, поскольку ближайший от Барнаула порт находиться на расстоянии 3800 км. Все эти вопросы будут обсуждаться примерно через месяц в Белокурихе, где планируется проведение Зимней зерновой конференции с участием высокопоставленных чиновников Минсельхоза.