Единый налог для малого бизнеса вырастет почти на 16%
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) заменяет для «малышей» уплату почти всех налогов, но разрешен только для определенных видов предпринимательской деятельности (преимущественно розничная торговля, общественное питание, бытовые услуги). По данным Федеральной налоговой службы (ФНС), на 1 января 2015 года на ЕНВД работали 1,8 млн индивидуальных предпринимателей и 333 тыс. ООО. За девять месяцев 2015 года, по данным Федерального казначейства, они заплатили 56,6 млрд руб. ЕНВД. Этот налог является одним из главных источников пополнения бюджетов муниципалитетов.
Налоговой базой по ЕНВД является вмененный доход предпринимателя, который обычно рассчитывается путем умножения базовой доходности конкретного вида деятельности (зафиксирована в ст. 346 Налогового кодекса) на число работников или площадь помещения, а также на два коэффициента: К1 — повышающий коэффициент-дефлятор, ежегодно устанавливаемый Минэкономразвития, и К2 — понижающий, утверждаемый местными органами власти. Ставка налогообложения по ЕНВД составляет 15%.
В проекте приказа Минэкономразвития, который опубликован на сайте ведомства, установлено новое значение коэффициента-дефлятора K1 — 2,083. Изменение к значению 2015 года — 1,798 — составляет 15,9%, и это самый высокий рост за все время действия ЕНВД. Именно на столько вырастет налогооблагаемая база, с которой предприниматель обязан заплатить налог. Например, базовая доходность самого популярного вида деятельности на ЕНВД — розничной торговли — составляет 1800 руб. с 1 кв. м в месяц. Если предприниматель ведет бизнес в помещении площадью 50 кв. м, то налоговая база по ЕНВД для него составит 1,08 млн руб. в год. С учетом действующего коэффициента-дефлятора — 1,94 млн руб., с учетом нового — 2,25 млн руб. С этой суммы предприниматель будет обязан заплатить 15%. Если подсчитать, то получится, что размер налога увеличится на 46,5 тыс. руб.
В пресс-службе Минэкономразвития РБК сказали, что проект приказа изменен не будет и вступит в силу после публикации в «Российской газете» в срок до 20 ноября.
Значение коэффициента-дефлятора рассчитывается исходя из индекса потребительских цен, отмечает председатель комитета по налогам московского отделения «Опоры России» Сергей Зеленов. Между тем, напоминает он, в кризисном 2008 году коэффициент-дефлятор даже снижался, что позволило поддержать предпринимателей. «По всей видимости, сейчас, планируя бюджет, чиновники просто решили увеличить отчисления малого бизнеса, вооружившись калькулятором, не учитывая факторов сокращения бизнеса», — считает Зеленов. Пресс-служба Минэкономразвития отмечает, что порядок определения коэффициентов-дефляторов не предусматривает их обсуждения с предпринимательским сообществом.
Гендиректор бухгалтерской компании «Гроссбух Консалтинг» Михаил Коркин отмечает, что в 2016 году коэффициент-дефлятор увеличивается выше прогнозируемой инфляции 2015 года: «Это может привести к тому, что часть предпринимателей закроет бизнес или уйдет в тень».
«Рост цен далеко не всегда приводит к росту доходов предпринимателей, — отмечает Павел Орловский, эксперт СКБ «Контур». — Клиенты начинают совершать покупки более взвешенно, количество продаж снижается — понятно, что прибыль уменьшается. Может уменьшиться и оборот компании в целом». Он советует предпринимателям задуматься над оптимизацией налогообложения: «Возможно, стоит обратить внимание на другие налоговые режимы, например на упрощенную систему налогообложения. И если расчеты покажут, что она выгоднее в 2016 году, чем ЕНВД, то стоит задуматься о переходе на нее».
Многие предприниматели, по всей видимости, так и делают: за 2014 год число предпринимателей, применяющих ЕНВД, уменьшилось более чем на 200 тыс. Поступления от ЕНВД также не демонстрируют особого роста, увеличившись за девять месяцев 2015 года всего на 1%, в то время как база налогообложения выросла на 7,5%. «Рост налогооблагаемой базы на 16% в 2016 году также не даст прироста налоговых поступлений, — уверен Зеленов из «Опоры России». — Но федеральные чиновники смогут отчитаться, что прилагают усилия для наполнения местных бюджетов».