23 ноября 2024 г., Суббота
РЕГИСТРАЦИЯ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА
СПРАВОЧНИК
СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
УЧАСТНИКАМ
СЕРВИС
ПОИСК ПО САЙТУ
Введите слово или фразу:
Искать в разделе:


Как вступление в ВТО повлияет на сельское хозяйство Казахстана. Анализ ситуации

14 сентября 2015 13:40

Подробный анализ плюсов и минусов вступления в ВТО для сельского хозяйства Казахстана на страницах издания Капитал рассматривает Динара Жангужекова, эксперт Казахстанского центра гуманитарно-политической конъюнктуры.

После вступления Казахстана в Таможенный союз ужесточилась конкуренция среди мелких и средних сельхозпроизводителей. Поддержка аграриев через программы субсидирования впечатляющих эффектов не дает. Решать существующие проблемы нужно безотлагательно, поскольку после вступления страны в ВТО отечественные производители просто «не выживут». Образование сельских кооперативов решило бы многие негативные последствия вступления Казахстана в эту организацию. Только объединившись, аграрии смогут соблюдать севооборот, закупать передовые технологии, технику, удобрения или семена оптом, получать субсидии, формировать лот для государственных закупок, наладить переработку и самое важное - выгодно сбыть продукцию.

Процесс укрупнения мелких крестьянских хозяйств идет уже не первый год, однако действенных попыток что-либо подобное создать не было, до того пока Президент сам не ставит вопрос во главу угла. Положение является проблематичным в связи с отсутствием четких правовых механизмов, включающих в себя противоречащие друг другу законы. Следовательно, по причине недоработок в этих документах, непрозрачности в деятельности коопераций крестьяне и фермеры больше всего боятся потерять, пусть и мелкую, но свою собственность – землю, ведь сломать их психологию хозяина крайне сложно.

Рассредоточение собственности по мелким хозяйствам является ахиллесовой пятой сельского хозяйства Казахстана. Мелкие и даже средние крестьяне и фермеры из-за отсутствия финансовых ресурсов не имеют возможности внедрять новые технологии в развитие своего производства. В конечном итоге эти собственники вынуждены продавать свою продукцию перекупщикам по низким ценам. Для того чтобы в корне изменить эту систему, и предполагается создание сельскохозяйственных производственных кооперативов, где все субъекты рынка (крупные компании и мелкие производители) будут иметь равные условия для развития, возможности повышения собственного, совместного и государственного дохода.

В результате всех преобразований сельское хозяйство должно Казахстана стать отраслью с преобладающей численностью средних и крупных сельхозпроизводителей, которые в дальнейшем смогут намного эффективнее и качественнее управлять производством, внедрять необходимые агропромышленные технологии и с умом их использовать. Объединенным аграриям также выгодно занять конкурентную нишу вместе и с другими участниками ВТО, может, и небольшую, но хоть каким-либо образом отстоять свои товары и услуги.

Одним из существенных моментов при создании и функционировании производственных кооперативов является мотивационная работа над деятельностью сельскохозяйственных специалистов. К примеру, каждый член кооператива в конце года либо по крупномасштабным государственным праздникам должен получать свою долю дивидендов за землю, обобществленное имущество (скот, технику) и трудовое участие. Со стратегической точки зрения важно, чтобы в организациях, а особенно недавно начинающих аграрных кооперативах сформировался положительный психологический климат с мерами стимулирования, дабы на практике показать бывшим крестьянам и фермерам, что совместные производства намного эффективнее функционально и выгоднее, чем если работать в одиночку.

Необходимые условия для привлечения инвесторов

- Этот вопрос необходимо увязать с темой вступления страны в ВТО, где сельское хозяйство Казахстана страны должно было сыграть ведущую роль, а не зависимую. Заявление о приоритетности сельского хозяйства было предопределено еще с того момента, когда уровень государственной поддержки стал гораздо выше, даже несмотря на то, что вливаемые субсидии и дотации не дают полноценного эффекта, ожидаемых результатов, а лишь рождают статистические и иные сведения, никак не связанные с реальным положением.

Значительная поддержка сельского хозяйства усилила возможности государства к грядущему его членству в ВТО. Ведь, как известно, международное торговое сообщество положительно относится к конкуренции не только среди товаров, но и вкладываемых в отрасль субсидий. Вступление Казахстана в ВТО прокладывает дорогу для роста объемов привлечения прямых инвестиций. Поэтому наверняка в связи с этим глава государства выражает уверенность в «процветании» сельского хозяйства. Думается, руководство, привыкшее оценивать лишь ход работы, а не учитывать угрозы, риски, текущее состояние отечественных производителей, делает упорную ставку на привлечение инвестиций. Это связано в первую очередь с требованием ВТО к Казахстану - об определенном снижении уровня протекционизма отечественных производителей.

К примеру, государственная поддержка в виде субсидирования отрасли теперь будет составлять с момента вступления 8,5 % от валовой продукции сельского хозяйства без привязки к продукту; по правилам, государство уже не может предоставлять производителям зерна транспортные (экспортные) субсидии; льготы по НДС для отечественных сельхозпроизводителей и сельхозпереработчиков должны быть устранены до 1 января 2018 года, а также многие другие для Казахстана условия и требования. Возможно, руководство с уверенностью рассчитывает на то, что в стране, наконец, появится здоровая и полноценная конкурентная среда, которая станет мотивирующим фактором для поиска решений и всевозможных идей, чтобы… выжить. Мелкие и средние хозяйства понесут гораздо большие убытки, чем крупные сельхозпроизводители. Однако на текущий момент статистические данные приводятся не самые радужные - в стране из всех действующих сельскохозяйственных формирований около 3 % составляют крупные хозяйства. Может, поэтому государство рассчитывает на иностранные вложения, зарубежный опыт ведения отрасли, новейшие технологии производства, все те проблемы, которые не смогло регулировать руководство сельского хозяйства.

Сложное финансовое положение сельскохозяйственных предприятий делает их непривлекательными с точки зрения сторонних инвесторов и одной из главных причин сокращения объемов сельскохозяйственного производства являются значительные сбои в материально-техническом обеспечении. Также кредитные и банковские организации не заинтересованы инвестировать в сельскохозяйственное производство, что привело к ситуации, когда основным источником финансирования являются значительная поддержка государства и малая доля собственных средств предприятий и организаций.

В связи с заявлением Президента планируется проведение нового этапа улучшения инвестиционного климата в стране. Повышение эффективности инвестиционной деятельности предполагает резкое ограничение долгосрочных вложений в неэффективные направления сельского хозяйства Казахстана, а это означает, что в дальнейшем государство целенаправленно будет укреплять те отрасли, которые имеют не совсем прочную, но базовую основу.

Например, в 100 конкретных шагах по реализации институциональных реформ Нурсултан Назарбаев предложил идею о привлечении стратегических инвесторов для развития молока и молочной продукции (60-й шаг). Основная задача была поставлена следующим образом: обеспечение экспорта до половины выпускаемой продукции на рынки стран СНГ в течение трех лет. Амбициозное предложение, которое планируют осуществить в течение малого времени, вполне реализуемо. Однако в сфере молочной отрасли, как и в отечественном мясном производстве, существуют факторы, сильно затормаживающие экспортный потенциал страны. Прежде чем бежать впереди телеги, необходимо решить вопрос отсутствия достаточного количества высококачественного сырого молока. Источником нехватки необходимого объема молока служит слабо развитое животноводство, неимение крупных отечественных ферм и хозяйств, а также слабо развитая культура кормопроизводства и высокая цена на корм и др.

Еще одним требованием притока инвестиций служит создание материально-ресурсной и производственной базы, что в нашем случае во многом связано с проблемой наличия сельскохозяйственной техники. Отечественная сельскохозяйственная техника по качеству отстает от мировой на несколько поколений, они физически и морально устарели, и поэтому многие из них из-за определенных технических неисправностей не используются аграриями и подлежат к списанию. После такого положения в тех же реформах четко прописывается пункт о наличии у фермеров всей необходимой сельскохозяйственной техники. Касательно мелких и средних хозяйств, то им сельскохозяйственная техника во многом недоступна, вне зависимости от того, является ли она отечественной либо привозной - у мелкого фермера, посевная площадь которого не достигает даже 500 гектаров, нет финансовых средств для приобретения сельхозтехники хотя бы среднего ранга, а о более современной и действенной сельскохозяйственной технике речи быть не может. Даже брать необходимую сельскохозяйственную технику в кредит для обычного фермера - непомерная роскошь. В связи с этим, возможно, государство само собирается снабдить крестьян и фермеров необходимой сельскохозяйственной техникой после вступления в ВТО, до того когда снизится уровень государственной поддержки.

Совершенствование законодательной базы и правовых норм, а также возможность их обеспечения и обязательного соблюдения, восстановление технического потенциала на селе, завершение строительства по ранее начатым объектам, предусмотренным целевой программой «Агробизнес-2020», ликвидация коррумпированности госорганов, поддержка малого и среднего бизнеса, укрепление аграрной науки, семеноводства, племенного дела и другие направления сельского хозяйства будут стимулировать приток иностранного капитала.

Установите мобильное приложение Зерно Он-Лайн: