Пивовары ощущают дефицит сырья местных производителей
Компании готовы перейти на местное сырье при условии высокого качества, сейчас недостаток в солоде участники регионального рынка компенсируют за счет импорта.
Новосибирской области необходим амбициозный проект по созданию крупной солодовни, которая смогла бы обеспечить запросы пивоваренных предприятий и целого ряда регионов, заявляют представители пивоваренной отрасли.
По мнению, председателя региональной общественной организации производителей и продавцов пивной и алкогольной продукции (ПИАП) Алексея Соловьева, региональные производители пива пытаются использовать все больше местного сырья, рассчитывая снизить себестоимость продукции, однако из-за отсутствия качественного предложения вынуждены приобретать импортный солод и ячмень.
«У нас существует проблема с качественным сырьем, его в Новосибирске попросту нет. Местным компаниям приходится закупать продукцию в Белоруссии. При этом региональные производители зерна сегодня нередко предлагают фуражный ячмень по стоимости выше импортного. Все это способствует росту зарубежных поставок», - считает Соловьев.
Претензии к качеству отечественного ячменя пивовары высказывают не первый год. Как рассказал РБК.Новосибирск исполнительный директор завода «Черепановское пиво» Петр Мамурков, импортные поставщики солода, а также предприятия из Центрального региона, ежегодно выводят новые сорта, адаптированные к местным условиям, в Новосибирске же аграрии используют посевной материал, который плохо приспособлен к местным климатическим условиям.
«Мы пробовали сотрудничать с местными компаниями, однако были вынуждены отказаться от закупок ввиду недостаточного качества. Сейчас солод мы приобретаем в Белоруссии и Волгоградской области», - отметил он. «Сейчас получается так, что нам дешевле везти сырье из других регионов, чем приобретать продукцию в Новосибирске», - прокомментировал Петр Мамурков.
Завод готов приобретать солод в Новосибирске при условии разумного соотношения цены и качества, говорит он.
По словам управляющей по работе с органами госвласти «Балтика» Ольги Егоровой, компания заинтересована в поставках пивоваренного ячменя местного производства, но в данный момент эта задача невыполнима. Компания говорит о готовности сотрудничать с местными производителями сырья, однако, как и другие игроки рынка, предупреждает: «если региональные производители сырья смогут обеспечить высокие стандарты качества».
«Сотрудничество с местными производителями позволит компании сократить логистическое "плечо" и, следовательно, снизить затраты на перевозку зерна», - считает она.
В Новосибирской области «Балтика» ранее уже сотрудничала с несколькими хозяйствами в рамках собственного агропроекта по выращиванию пивоваренного ячменя. «В рамках агропроекта мы обеспечивали агрохозяйства технологиями, семенным фондом. При этом регионы Сибири относятся к зоне рискованного земледелия, качество производимого здесь ячменя во многом зависит и от сортов ячменя, и от погодных условий», - добавила Егорова. В то же время, по ее словам, в последние годы новосибирский завод компании приобретает солод и ячмень у поставщиков из других регионов из-за отсутствия качественного продукта на месте.
По словам региональных производителей солода и ячменя, производить пивоваренное сырье сегодня не выгодно, если на него не будет цена выше, чем на пшеницу.
«Если цена на солод будет 10 рублей и выше, то у нас будет стимул заниматься производством высококачественной продукции. В данный момент, пивовары закупают сырье в Центральном регионе по 7-8 рублей», - рассказал РБК.Новосибирск директор производственного агрокомплекса «Северо-Кулундинское» Николай Стрельцов.
По мнению пивоваров, стимулировать расширению посевов пивоваренного ячменя в регионе могут следующие факторы: дотации на приобретение семенного фонда, скидки на топливо, а также отсрочки платежей по средствам защиты растений. Все это, по словам экспертов, поможет местным производителям солода обеспечить рынок качественным и недорогим сырьем.
По оценке агентства «Пивное дело», суммарная мощность по производству солода в России составляет 1,5 млн тонн сырья в год. При этом с 2009 года среди российских производителей солода лидирует «Балтика».
«Положение крупнейшего производителя зависит от его обеспеченности пивоваренным ячменем, поэтому доля «Балтики» может колебаться. Но если учитывать 30% вхождение в акционерный капитал российского подразделения компании Soufflet, можно говорить, что «Балтика» останется лидером и в обозримой перспективе», - считают в агентстве
Также, на российском рынке солода представлено несколько крупных профильных производителей – «Русский Солод», Malteurop, Soufflet и Cargill, конкуренция между которыми постоянно растет. В последние годы постоянно меняется состав их клиентов – пивовары стремятся расширить число поставщиков и заключают контракты сразу с несколькими производителями на покупку больших объемов сырья, отмечают эксперты.
По словам министра промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области Николая Симонова, на территории Новосибирской области на 1 мая действуют 26 предприятий-производителей пива. Основную долю от поступления акцизов формируют три крупных предприятия - это "Балтика", "Хайнекен" и "Эфес-Пилснер". За прошедший год ими было уплачен акцизов 5,8 млрд рублей и 400 млн рублей других налогов.
На последней сессии Заксобрание региона одобрило введение дифференцированной ставки по налогу на прибыль для производителей пива. Эта мера призвана стимулировать увеличение объемов производства пива и направлена на поддержку предприятий. Введение в регионе соответствующих льгот, по словам Симонова, мотивирует, в частности компанию "Балтика", закрывшую заводы в Челябинске и Красноярске, сохранить в Новосибирской области свое производство. По его данным, за четыре месяца с начала года "Балтика" увеличила объем производства пива в регионе на 32%.