Выступление Министра сельского хозяйства Российской Федерации Н.В. Федорова на Всероссийском агрономическом совещании 11 февраля 2015 г.
Уважаемые коллеги!
Предварительные итоги развития сельского хозяйства в 2014 г.
По предварительным данным Росстата, индекс производства продукции растениеводства составил 105% (2013 год – 111,2%), а животноводства 102,1% к уровню 2013 года (2013 год – 100,6%).
А если говорить о фактических ценах, то объем производства продукции растениеводства составил 2155,7 млрд. руб., что на 12,3% выше объема 2013 года, а объем производства продукции животноводства – 2069,8 млрд. руб. (17,1%).
Собрано 104,9 млн. т зерновых и зернобобовых культур (с учетом намолоченной в декабре 2014 г. 381 тыс. т кукурузы, пока неучтенной Росстатом, после ее подработки валовый сбор составит не менее 105,3 млн. т), что на 13,6% больше прошлогоднего.
Экспорт зерна в 2014/2015 сельскохозяйственном году (по данным ФТС) по состоянию на 7 февраля 2015 г. составил 23,5 млн. т, в том числе пшеницы – 18,5 млн. т. Темпы экспорта зерна опережают прошлогодние на 34,2% (за 2013-2014 сельскохозяйственный год экспортировано 17,5 млн. тонн, в том числе пшеницы – 13,2 млн. тонн).
Хочу выразить Вам признательность и благодарность за очень даже неплохие результаты работы.
Достигнуты рекордные показатели за всю историю выращивания сои (2,54 млн. т, 155% к 2013 г.) и рапса (1,45 млн. т, 104,4% к 2013 г.). На 12% увеличился валовый сбор риса (1,05 млн. т), на 4,3% выше урожай картофеля (31,5 млн. т) и на 5,2% – овощей (15,5 млн. т).
Меньше собрано сахарной свёклы – на 17% (32,7 млн. т) и семян подсолнечника – на 16% (8,9 млн. т), что связано с засухой в ряде регионов и сложными погодными условиями в период уборки. При этом произведенные объемы сахарной свёклы и масличных обеспечили оптимальную загрузку сахарных и маслоэкстракционных заводов.
Справочно:В целом по пищевой и перерабатывающей промышленности индекс производства составил 103,3%.
Достигнутые показатели по сахару и растительному маслу соответствуют пороговым значениям продовольственной безопасности (сахара – 80%, растительного масла – 80% а также зерна и картофеля – 95%).
По итогам года рентабельность предприятий АПК на уровне 2013 года (7,3% с учетом субсидий, -5,2% без субсидий). При этом доля прибыльных сельхозорганизаций увеличилась на 2,1 процентных пункта по отношению к 2013 году и достигла 84%.
В связи с вынужденным принятием Россией защитных мер главным направлением работы в прошлом году стала мобилизация внутренних ресурсов, повышение товарности производимой сельхозпродукции, а также создание новых стимулов для отечественных товаропроизводителей.
По предварительным оценкам в 2014 году экспорт продукции растениеводства (включая продукты переработки) увеличился на 2,3 млрд. долларов (158,4 млрд. руб.) и составил 127,4% к уровню 2013 года (10,7 млрд. $; в 2013 г. - 8,4 млрд. $).
В настоящее время две трети (65,9% - 7 млрд. $ или 486,7 млрд. руб.) экспорта в стоимостном выражении приходится на зерно (пшеница, ячмень, кукуруза, крупяные культуры и др., не учитывая продукты переработки зерна) и почти пятая часть (19%) на растительные масла.
Импорт растениеводческой продукции (включая продукты переработки) в стоимостном выражении по предварительным оценкам в 2014 году составил около 16,5 млрд. долларов (1,1 трлн. руб.), при этом необходимо отметить, что импорт снизился на 2,8% (а с учетом животноводческой продукции – почти на 10% или более чем на 4 млрд.$).
Стоит обратить внимание: более 32% импорта приходится на фруктово-ягодную продукцию (включая продукты переработки) и 17% на овощебахчевую продукцию и картофель.
Ввезено растительных масел на сумму 1,2 млрд. долларов.
Импортная составляющая по семенам, средствам защиты растений, запчастям для сельхозтехники значительная. Удельный вес импорта по семенам отдельных культур превышает 50%.
Справочно:
По данным ФТС России в 2014 году импортировано 114,6 тыс. т семян основных сельхозкультур на общую сумму 621,058 млн. $, в т. ч.:
подсолнечник – 19,7 тыс. т (203,3 млн. $), высеяно 35,3 тыс. т, импортозависимость составила 56 %;
кукуруза – 42,3 тыс. т (198,6 млн. $), высеяно 84,2 тыс. т, импортозависимость – 50%;
сахарная свекла – 3,3 тыс. т (83,6 млн. $), высеяно под урожай 2014 г. 3,6 тыс. т, импортозависимость составила 92%;
овощные культуры – 0,97 тыс. т (68,8 млн. $), высеяно 2,3 тыс. т, импортозависимость – 43%;
картофель для СХП и КФК – 19 тыс. т (18,4 млн. $), высажено 828,6 тыс. т, импортозависимость – 2 %.
По ряду инвестиционных проектов также доля импортных комплектующих достигает 60-90% (при строительстве теплиц – до 80%, свиноводческих, птицеводческих и молочных комплексов оборудование, необходимое для монтажа, составляет в свиноводстве и птицеводстве с учетом убойных цехов – 60-90%, молочном скотоводстве – 50-90%).
При сложившейся макроэкономической ситуации затраты сельхозпроизводителей, связанные с проведением сезонных полевых работ и реализацией инвестиционных проектов, возрастают примерно в 1,5 раза.
Есть эксперты (даже в некоторых министерствах), которые считают, что сложившийся высокий уровень цен на сельхозпродукцию позволит сельхозпроизводителям за счет собственных средств обеспечить закупку материальных ресурсов для проведения работ в необходимом объеме. Но объем привлекаемых заемных средств для отрасли значителен. Так, совокупный объем выданных кредитных ресурсов в 2014 году организациям АПК составил более 1 трлн. руб. (в т. ч. краткосрочных кредитов – 710,19 млрд. руб., инвестиционных кредитов – 301,17 млрд. руб.), в том числе на растениеводство – 442,19 млрд. руб.
Для снижения рисков, связанных с удорожанием семян, Минсельхоз планирует значительное увеличение ставок субсидий на приобретение элитных семян и расширение списка субсидируемых культур (кукуруза, подсолнечник, сахарная свекла, овощные культуры и др.).
Мы увеличили субсидии на развитие элитного семеноводства с 533,7 млн. руб. в 2014 г. до 1 587,5 млн. руб., закладку многолетних насаждений с 371 млн. руб. в 2014 г. до 1 980,5 млн. руб., поддержку сельхозпроизводителей в районах Крайнего севера с 538,7 млн. руб. до 707,6 млн. руб.
С этого года вводятся новые меры поддержки: на развитие производства овощей в защищенном грунте – 3,0 млрд. руб., на несвязанную поддержку производства семенного картофеля и овощей открытого грунта 500 млн. руб., на субсидирование строительства и реконструкции картофеле- и овощехранилищ – 1,5 млрд. руб., на субсидирование строительства и реконструкции плодохранилищ – 1,2 млрд. руб., на строительство селекционно-семеноводческих и селекционно-генетических центров – 700 млн. руб.
27 января Правительством принят План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году.
В соответствии с Планом дополнительно предусмотрено предоставление 50 млрд. руб. из федерального бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства.
Плюс: 2,0 млрд. руб. – на субсидии производителям сельскохозяйственной техники на возмещение недополученных доходов от реализации сельскохозяйственным товаропроизводителям сельскохозяйственной техники и еще 2,0 млрд. руб. – на поддержку ОАО «Росагролизинг».
С целью обеспечения сельхозтоваропроизводителей минеральными удобрениями к весеннему севу и стабилизации цен на них в декабре 2014 достигнута договоренность о предоставлении заводами-производителями скидок на минеральные удобрения от расчетной рыночной цены (без НДС, упаковки, логистических и дистрибьюторских затрат) на удобрения для отечественных сельхозтоваропроизводителей на 15-20% на период проведения весенне-полевых работ. С учетом снижения курса национальной валюты данной скидки недостаточно. Поэтому наша работа с Минпромторгом и производителями удобрений продолжается. Есть и соответствующее поручение Председателя Правительства.
В складывающейся ситуации Минсельхоз считает целесообразным установление ставок вывозных таможенных пошлин на минеральные удобрения.
Кредитование отрасли
Для сохранения объемов кредитования АПК в текущем году внесены изменения в механизм субсидирования кредитов.
Введена новая формула субсидирования части процентной ставки по краткосрочным кредитам в 2015 году, согласно которой ставка возмещения достигнет 14,68%, что с учетом снижения ключевой ставки составит практически 100% ключевой ставки Банка России.
Для поддержания инвестиционной привлекательности АПК (Постановление № 53) внесены изменения в отношении субсидирования части процентной ставки по инвестиционным кредитам и по кредитам, уже взятым и которые будут взяты малыми формами хозяйствования в 2015 году, доля субсидирования по таким кредитам составит 100% ставки рефинансирования Банка России (8,25%).
Думаю, что в ответ на столь мощные финансовые вливания из федерального бюджета регионы тоже должны внести свой вклад в поддержку аграрного сектора. Обращаю ваше внимание: в соответствии с законодательством агропромышленный сектор финансирует субъект Российской Федерации. А федеральный бюджет – софинансирует, помогает усилиям региональных властей. Потому что сами региональные власти должны определять, что для них является приоритетом.
На местах жалуются: нет денег. В качестве ответа приведу пример. Принимал недавно делегацию аграриев. Говорят они мне: «Оборзел наш глава! Купил несколько дорогих иномарок последней модели в начале января для своих министров и помощницы. А одну машину сразу же передал министру, который находится под судом и обвиняется в нанесении ущерба государству в размере 300 млн. рублей». Это нормально?! Может, все же лучше и правильнее добавить из региональных бюджетов хотя бы два-три процентных пункта к поддержке аграриев из федерального бюджета?!
Так что если в регионах есть желание поддержать сельхозтоваропроизводителей, деньги на это найдутся. Еще раз повторю: все зависит от сделанного главой региона выбора приоритетов. Или чтобы министрам и помощницам было комфортно ездить на дорогих машинах, или чтобы труженикам села было легче решать свои задачи.
Также предусмотрена пролонгация инвестиционных кредитов на срок до 1 года сверх предельного срока субсидирования. Данная мера необходима, поскольку банки массово пересматривают условия по ранее взятым инвестиционным кредитам, повышая процентные ставки. Ухудшение условий кредитования нарушает экономику проекта. Для своевременного выполнения обязательств по погашению кредита заемщику требуется пролонгация. При этом важно, чтобы такой кредит сохранил возможность дальнейшего субсидирования.
Решение о возможности пролонгации кредитов было принято только 2 недели назад, поэтому необходимо определенное время, пока данный механизм заработает на практике. При этом банки отмечают своевременность и высокую востребованность вышеуказанного изменения, оценивая объем пролонгаций близко к 100 процентам от общего кредитного портфеля АПК.
Суммарный объем средств федерального бюджета на субсидирование части процентной ставки только по краткосрочным кредитам в 2015 году составит 36,81 млрд. руб. (в 2014 г было – 14,4 млрд. руб.) из них:
- на развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства – 18,84 млрд. руб. (было 7,54 млрд. руб., что в 2,5 раза больше запланированного).
- на развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства – 9,27 млрд. руб. (было 2,87 млрд. руб., что в 3,2 раза больше запланированного в бюджете декабря 2014 г.)
- дополнительно введена новая статья по поддержке переработки продукции растениеводства и животноводства – 8,7 млрд. руб.
По кредитам, взятым малыми формами хозяйствования – 7,4 млрд. руб. (на четверть больше, в федеральном бюджете - 5,99 млрд. руб.). Эти проекты распоряжений по распределению между регионами завтра мной будут представлены на заседании Правительства.
Еще раз обращаю ваше внимание на то, что по Госпрограмме в Минэкономразвития заложено 20 млрд. руб. для поддержки малого бизнеса. Над привлечением этих средств в сельское хозяйство необходимо активнее поработать региональным властям.
Новой редакцией Государственной программы развития сельского хозяйства от 19 декабря 2014 г. предусмотрено возмещение до 20% затрат при строительстве и модернизации тепличных комплексов, селекционно-семеноводческих центров, картофелехранилищ, овощехранилищ и плодохранилищ, а также при создании оптово-логистических центров.
В настоящее время Минсельхозом разработаны и находятся на регистрации в Минюсте Правила предоставления и распределения субсидий, которыми предлагается следующий механизм реализации данного вида поддержки:
- проведение конкурсного отбора инвестиционных проектов;
- уровень софинансирования за счет средств федерального бюджета – 95% и за счет средств расходных бюджетов субъектов Российской Федерации - 5 %;
- возмещение части затрат осуществляется в два этапа: на стадии завершения не менее 30% работ по строительству и модернизации объекта, остальная часть возмещается после приемки объекта в эксплуатацию.
Субсидия пока не предоставляется на создание и модернизацию объектов АПК, в отношении которых оказывается государственная поддержка в рамках субсидирования процентной ставки по инвестиционным кредитам на аналогичные цели. Но Минсельхоз по отдельным направлениям, с учетом непростой макроэкономической ситуации, намерен вернуться к возможности субсидирования и по двум механизмам одновременно.
Еще одна новелла. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2014 г. № 1044 утверждена Программа поддержки инвестиционных проектов на основе проектного финансирования.
24 января 2015 г. на заседании Межведомственной комиссии нами отобрано 2 проекта АПК:
- строительство комплекса по производству и переработке мяса птицы (бройлер) в Тамбовской области (сумма кредита 6,94 млрд. руб.).
- строительство девятой очереди птицеводческого комплекса «Птицефабрики Акашевская» в Республике Марий Эл (сумма кредита 6,27 млрд. руб.).
Общий объем кредитных средств, предусмотренный на 2015 год по Программе, составил 120 млрд. руб. (и дополнительно 30 млрд. госгарантий). При этом с Минэкономразвития договорились, что на АПК будет выделено не менее 20% от указанного объема.
Кроме того, в рамках Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году предусмотрено увеличение объема государственных гарантий на 30,0 млрд. руб. (в 2 раза).
И об основных задачах на 2015 год.
В растениеводстве ставим задачу производства зерна до 100 млн. тонн, а также обеспечить производство картофеля до 31,5 млн. тонн, маслосемян до 13,7 млн. тонн, сахарной свеклы до 37 млн. тонн. Профильный департамент, возглавляемый академиком Чекмаревым, полагает, что овощей необходимо собрать не менее 14,7 млн. тонн. Это очень низкий показатель. Нужно стремиться к достижению более высокого результата – не менее 16 млн. тонн.
Для этого в текущем году планируется провести яровой сев на площади не менее 51,8 млн. га, в том числе яровых зерновых культур 31 млн. га (101,7% к 2013 году). Учитывая высокий процент посевов озимых культур, находящихся в плохом состоянии (более 21%), и их возможную гибель, весной объем весеннего сева может увеличиться более чем на 3,5 млн. га.
Прогнозируем увеличение площадей кукурузы на зерно, риса, зернобобовых, сои, сахарной свеклы, а также картофеля и овощных культур.
Для эффективного проведения весеннего сева регионам необходимо:
• в полном объеме выполнить запланированные объемы посева всех сельскохозяйственных культур, особенно зерновых, обеспечив сельхозтоваропроизводителей семенным и посадочным материалом высокого качества (в том числе с учетом необходимости пересева погибших посевов озимых культур);
• на осенний период планировать увеличение площадей сева озимых культур с высоким качеством и доведением площади до 18 млн. га;
• заключить договоры с поставщиками горюче-смазочных материалов на весь период сезонных полевых работ; •заключить договоры с поставщиками минеральных удобрений с указанием сроков и объемов поставки помесячно;
• с целью координации проведения весенних полевых работ обеспечить еженедельное представление в Минсельхоз России информации по объемам приобретения минеральных удобрений, семян, горюче-смазочных материалов и других ресурсов, а также объемы кредитования для проведения весенних полевых работ;
• уделить особое внимание информированности сельхоз-товаропроизводителей о направлениях, объемах, графиках, датах предоставления государственной поддержки!!!
Считаю целесообразным разместить на сайте Минсельхоза баннер, содержащий мониторинг процесса доведения лимитов до регионов, информацию о том, насколько оперативно регионы создают свою нормативную базу, как обеспечивают финансирование и доводят средства до сельхозтоваропроизводителей. Обязательное условие – комментарии профильных департаментов и объяснения руководителей региональных органов управления АПК. Пусть информируют, чем вызваны сбои в их работе. Это должен быть «баннер аутсайдеров», бросающийся в глаза, с максимально полной информацией. Чтобы сразу было видно, каковы реальные приоритеты у глав субъектов Российской Федерации и руководителей региональных АПК.
Благодарю за внимание.
Желаю нам успехов!