22 ноября 2024 г., Пятница
РЕГИСТРАЦИЯ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА
СПРАВОЧНИК
СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
УЧАСТНИКАМ
СЕРВИС
ПОИСК ПО САЙТУ
Введите слово или фразу:
Искать в разделе:


Перспективы долгожителя МТЗ-80

6 мая 2014 15:00
 Универсально-пропашной колесный трактор МТЗ-80 является одной из старейших производящихся на данный момент моделей на просторах СНГ.

МТЗ-80 – это детище Минского тракторного завода, которое впервые сошло с конвейера в 1974 году, но не утратило актуальности и по сей день. Данная машина – самый массовый трактор белорусского производителя, способный делать любую работу практически в любых условиях. Невысокая стоимость, ремонтопригодность, эксплуатационная неприхотливость делают МТЗ-80 актуальным не только сейчас, но и в обозримом будущем.

Разработка и совершенствование модели

Самым удивительным, учитывая нынешнюю востребованность трактора МТЗ-80, является то, что его концепция была разработана еще в пятидесятых годах прошлого века, а основой для данной модели стал трактор МТЗ-50. Уровень унификации деталей и сборочных узлов указанных моделей составляет около 70%, что позволяет говорить об МТЗ-80, как о глубочайшей модификации трактора МТЗ-50. Правда, это ни в коем случае не характеризует машину плохо, а, наоборот, свидетельствует о высоком уровне конструкторов Минского тракторостроительного завода.

Решение о создании нового трактора было принято «на самом верху» и конкретизировано постановлением Совета Министров СССР под номером 606, в котором говорилось о необходимости разработки универсально-пропашного трактора мощностью около 80 л.с. тягового класса 1,4. За основу было предложено взять модель МТЗ-50 с целью ускорения разработки и минимизации затрат на переоборудование производственных мощностей.

При этом изменения были значительными, поскольку МТЗ-80 оснастили совершенно новой кабиной, двигателем, коробкой передач и обшивкой. В целом, трактор получил традиционную для данного семейства компоновку: полурамную конструкцию с трансмиссией в роли несущего узла, расположенный спереди двигатель, большие задние ведущие колеса, уменьшенные передние направляющие колеса и привод 4х2.

Уже к 1972 году испытания новой модели успешно завершились. Их результаты показали, что новинка может не только агрегатироваться большим количеством орудий и машин, но и за счет приличной скорости (более 33 км/ч) эффективно использоваться в транспортных работах. Серийное производство трактора МТЗ-80 началось в 1974 году, а уже год спустя в Кишиневе стартовал выпуск его гусеничного варианта – трактора Т-70.

За все время производства данный трактор постоянно подвергался мелким усовершенствованиям, однако крупная модернизация была только одна – в начале 2000-х, когда МТЗ-80 получил серьезно видоизмененный в соответствии с современными требованиями дизайн. Была доработана кабина, которая стала более удобной и эргономичной.

В целом же наш «герой» и сейчас является предельно простым, выносливым, неприхотливым и дешевым в ремонте трактором, что делает его оптимальным для применения в условиях малого количества ремонтных баз и повышенной интенсивности эксплуатации, характерных для большинства регионов СНГ.

Модификации

Данная модель в разные периоды выпускалась и выпускается в различных модификациях, чаще всего направленных на повышение ее пригодности для выполнения определенных видов работ. Так, помимо базовой модели существуют:

  •     МТЗ-80.1 – трактор с увеличенной кабиной;   
  •     МТЗ-80Х – трактор для хлопководческих хозяйств; отличается наличием только одного управляемого колеса и повышенным клиренсом, составляющим 650 мм;
  •     МТЗ-80ХМ – трактор для хлопководческих хозяйств с двигателем повышенной мощности (Д-240Т мощностью 100 л.с.);
  •     МТЗ-80В – трактор с реверсивным редуктором;
  •     Т-80Л – лесохозяйственная модификация, которая предназначается для трелевки древесины, агрохимических и противопожарных работ; отличается сдвинутым вперед силовым агрегатом Д-243Л, имеющим пониженную до 60 л.с. мощность, одинаковыми по размеру колесами и серьезно видоизмененной кабиной.
  •     Трактор МТЗ-80Х для хлопководческих хозяйств с одним управляемым колесом и повышенным клиренсом

К модификациям трактора МТЗ-80 также можно отнести и полноприводную модель МТЗ-82 вместе со всеми ее разновидностями, однако в силу своей массовости и ряда других причин эти машины были выделены в самостоятельную линейку тракторов.

Основные технические характеристики

Как было сказано выше, трактор МТЗ-80 за все время серийного производства модернизировался не очень активно, поэтому вариантов его комплектации есть всего несколько. Основные улучшения касаются двигателя и направлены на повышение его экономичности и мощности.

Сердцем силовой установки выступают четырехцилиндровые дизельные силовые агрегаты Д-240 и Д-243 семейства 4Ч11/12,5. Моторы имеют водяное охлаждение и запуск от электростартера. Существуют модификации с карбюраторным пусковым двигателем (Д-240Л и Д-243Л). Рабочий объем обоих вариантов двигателя составляет 4,75 литра. От первоначальных вариантов мощностью 75 л.с. современные отличаются применением систем непосредственного впрыска топлива и повышенной частотой вращения коленвала, что позволило повысить их экономичность и мощность до 80 л.с.

Трактор МТЗ-80 комплектуется механической трансмиссией с 18 передними и 4 задними передачами. Некоторые тракторы, произведенные после 1985 года, оснащены усовершенствованной гидроуправляемой коробкой передач с возможностью переключения под нагрузкой.

Все внедренные за время производства усовершенствования на рабочие характеристики трактора существенно не повлияли, но повысили его надежность. Также слегка возросла скорость – с 33 до 36 км/ч.

Самый быстрый трактор в мире

Но скорость серийных машин – слабый показатель того, какой на самом деле потенциал заложен в МТЗ-80. Благодаря исключительно удачной компоновке данная модель регулярно используется в качестве базы для гоночных тракторов, которые впоследствии бьют все мыслимые и немыслимые скоростные рекорды. Наиболее активно в данном направлении работает российская компания «Бизон», которая еще в 2010 году представила доработанный МТЗ-80, развивающий скорость в 85 км/ч. Спустя два года мир увидел еще более мощную модель, преодолевшую отметку в 100 км/ч, и тем самым установившую новый мировой рекорд скорости для тракторов.

Конечно, подобные переделки не несут какой-то практической пользы, но показывают потенциальные возможности модели, впервые сошедшей с конвейера еще 40 лет назад, и убедительно свидетельствуют о том, что ее можно модернизировать до соответствия мировым стандартам еще неоднократно.

МТЗ-80 есть на всех континентах

За все время производства было выпущено около двух миллионов единиц тракторов МТЗ-80 и их аналогов. Точную цифру назвать на данный момент невозможно, поскольку после распада СССР данная модель помимо Минского тракторного завода по лицензии производилась различными предприятиями стран СНГ. Это делает трактор одним из самых массовых в мире, однако так как его производство еще продолжается, он имеет все шансы установить абсолютный рекорд популярности.

МТЗ-80 работают более чем в 70 странах мира на всех континентах, и это только статистика официальных продаж, тогда как поставки б/у техники не отслеживаются и география распространения неприхотливой машины может быть гораздо более обширной. В общем, не трактор, а легенда мирового масштаба.
Телеграм-канал: https://t.me/zolnews
Читайте новости рынка в нашем мобильном приложении  
Разделы новости: сельхозтехника
Установите мобильное приложение Зерно Он-Лайн: