Крупный перевозчик зерна может продать контейнерного оператора "А-Транс"
Холдинг РТК, специализирующийся на перевозке зерна, по информации "Ъ", готов выйти из контейнерного бизнеса и ведет переговоры о продаже железнодорожного оператора "А-Транс". Стоимость компании эксперты оценивают в $120-150 млн. Источники "Ъ" в отрасли уверены, что главным претендентом на актив является Globaltrans, с 2008 года изучавший возможность создания своего контейнерного оператора, но в компании это не подтверждают. Кроме того, в числе возможных покупателей "А-Транса" называют группу "Сумма".
О том, что холдинг РТК ведет переговоры о продаже своего дочернего оператора "А-Транс", "Ъ" рассказали несколько источников на рынке. В РТК не стали комментировать эту информацию, но источник "Ъ" в "А-Трансе" подтвердил, что "варианты продажи рассматриваются". "При совпадении цены предложения и покупки актив может быть реализован в 2014 году",— добавил он. Глава агентства "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров оценил справедливую стоимость "А-Транса" в $120 млн. По мнению Владимира Савчука из Института проблем естественных монополий, компания может быть продана не менее чем за $150 млн.
"А-Транс" входит в холдинг РТК (один из совладельцев — гендиректор "Русагротранса" Константин Засов), объединяющий также "Русагротранс", ООО "Грузовая компания", "ЛП Транс" и "Транслес". Общий парк холдинга — около 46 тыс. вагонов (преимущественно зерновозы), из которых 5,8 тыс. находятся в управлении "А-Транса". Большая часть из них фитинговые платформы для перевозки контейнеров (4,5 тыс. вагонов), их средний возраст — 7,5 года, также у компании есть полувагоны и платформы для перевозки леса. Но в собственности "А-Транса" находится только около 200 вагонов, еще около 4,1 тыс.— в лизинге, а остальные привлечены на условиях аренды, отмечает Михаил Бурмистров. По его оценке, в 2012 году "А-Транс" перевез примерно 2,2 млн тонн. Финансовые показатели оператора не раскрываются, но источник "Ъ" в РТК говорит, что в 2012 году EBITDA "А-Транса" составила порядка 1 млрд руб. Основные клиенты оператора — Rail Garant, "СИБУР-Транс", УГМК, СУЭК.
Источник "Ъ", близкий к РТК, сообщил, что "А-Трансом" интересуются Globaltrans и ряд других компаний. По его словам, такие предложения стали поступать РТК после того, как холдинг в начале ноября купил "Транслес" за 3 млрд руб. Ряд источников среди железнодорожных операторов подтвердили, что слышали о намерении Globaltrans по отношению к "А-Трансу". По их данным, Globaltrans реанимировал идею создания собственного контейнерного оператора, впервые высказанную еще в 2008 году, и теперь присматривается к перевозчикам, на основе которых можно организовать этот бизнес. Но в Globaltrans уверяют, что не планируют создавать контейнерного оператора и покупать "А-Транс".
По данным "Infoline-Аналитики", "А-Транс" занимает третье место по объему фитинговых платформ в управлении после подконтрольного ОАО РЖД "Трансконтейнера" (25,4 тыс. вагонов) и группы "Сумма" Зиявудина Магомедова (4,6 тыс.). По мнению Михаила Бурмистрова, первые два лидера как раз могут проявлять интерес к покупке "А-Транса". Но ни в одной из этих компаний не подтвердили факт возможной покупки "А-Транса", но источник, близкий к подконтрольной "Сумме" FESCO, признался, что компания выходила с таким предложением к РТК. Возможную цену "А-Транса" источники "Ъ" не называют.
Источники "Ъ" среди операторов отмечают, что у Globaltrans больше шансов выкупить "А-Транс": с учетом наличия у компании терминальных мощностей и неблагоприятной ситуации на рынке полувагонов и цистерн со стороны оператора вполне логично диверсифицировать свой бизнес в сторону контейнерных перевозок. У Globaltrans через Global Ports (совладельцами обеих является "Н-Транс" Константина Николаева, Никиты Мишина и Андрея Филатова) уже есть выход на контейнерные терминалы в Санкт-Петербурге, Находке и Финляндии. Кроме того, в 2012 году 37,5% акций Global Ports выкупил APM Terminals — структура судоходной группы Maersk, занимающей лидирующие позиции по транспортировке контейнеров.