Потенциал экспорта насыпных грузов из Украины в 2013/14 МГ составляет 39 млн. тонн – чем обеспечивать и сколько затрачивать?
Согласно оценкам аналитиков ИА «АПК-Информ» в 2013/14 МГ экспортный потенциал зернового рынка Украины может составить 30,4 млн. тонн, а объем экспорта всех насыпных грузов данной группы (зерновые, масличные и сыпучие продукты их переработки) достигнет 39 млн. тонн. Для реализации таких объемов насыпных грузов на внешние рынки, среднемесячный экспорт должен быть обеспечен на уровне 3,3 млн. тонн, в том числе через порты – 3 млн. тонн. При этом, с учетом сезонных колебаний (на уровне 20% от среднего показателя) пиковые месячные отгрузки должны быть обеспечены на уровне 3,9 млн. тонн, в том числе через порты – 3,6 млн. тонн.
Основным фактором, обеспечивающим возможность реализации указанного экспортного потенциала, является своевременная доставка экспортных партий в порты для перевалки. С учетом сложившихся тенденций, порядка 61% экспортных объемов насыпных грузов будут доставлены в порты ж/д транспортом и около 36% - автомобильным. На сегодняшний день значительно обострились проблемы, связанные с перевозкой зерна в порты, которые приводят к простоям транспорта и увеличению периода оборачиваемости, что значительно увеличивает потребное количество транспортных единиц. Так, например, для транспортировки в порты 21,9 млн. тонн насыпных грузов ж/д транспортом, необходимо 6,8 тыс. вагонов-зерновозов, при среднем периоде оборачиваемости 6 суток, 9,1 тыс. вагонов – при периоде оборачиваемости 8 суток и 11,3 тыс. вагонов - при периоде оборачиваемости 10 суток. Таким образом, увеличение периода оборачиваемости вагонов на 1 сутки требует наличие дополнительно 1133 свободных вагона. Аналогичная ситуация складывается с автомобилями. Для транспортировки 12,9 млн. тонн насыпных грузов в порты в грузовых автомобилях необходимо от 2,5 тыс. автозерновозов грузоподъемностью 35 т. и с периодом оборачиваемости 2 суток до 5,2 тыс. зерновозов грузоподъемностью 25 т. и с периодом оборачиваемости 3 суток.
И если количества автомобилей для перевозки в Украине достаточно, то сам процесс транспортировки становится более длительным и затратным, в том числе за счет усиленного весового контроля. Из-за нерентабельности транспортировки зерна в порты автомобилями с небольшой грузоподъемностью, преимущественное большинство автомобилей, доставляющие зерно на портовые терминалы не вписываются в нормы по нагрузке на ось и общей снаряженной массы автомобиля, что влечет за собой наложение штрафных санкций, составляющих в среднем 1700 грн. на 1 автомобиль за 1 рейс. В результате, дополнительные затраты на оплату штрафов при перевозке зерна в порты автотранспортом могут составить от 737,3 млн. грн до 1,1 млрд. грн в целом по стране, в зависимости от средней грузоподъемности автомобилей и периода их оборачиваемости. В пересчете суммы штрафов на единицу транспортируемого груза, получается 26%-я прибавка к стоимости транспортировки зерна. В результате сельхозпроизводители понесут финансовые потери на указанные суммы от снижения цен спроса, а темпы экспорта могут значительно снизиться.
Об отставании темпов экспорта от расчетных показателей можно говорить уже сегодня – по прошествии всего 1,5 месяцев с начала маркетингового года. Так, на 20 августа 2013 года, общий объем экспорта насыпных грузов составил порядка 3,5 млн. тонн, в том числе зерновых – 2,7 млн. тонн, масличных – 0,6 млн. тонн и продуктов переработки – 0,2 млн. тонн. Согласно расчетным данным, для успешной реализации экспортного потенциала, за данный период должно было быть экспортировано 5,5 млн. тонн насыпных грузов.
Проблемным вопросам логистики насыпных грузов и зерновых, в частности, будет посвящена сессия «Развитие экспортной зерновой логистики Украины» в рамках IV Украинского зернового конгресса (22-24 октября 2013 года в г. Киев). В нее будут представлены оценки Укрзализници ситуации с обеспечением экспорта вагонами-зерновозами (Петр Лымарчук, заместитель начальника Главного управления перевозок "Укрзалізниці"); раскрыты перспективы развития речной зерновой логистики (Юрий Скичко, директор компании "Гермес-Трейдинг") и морских портов (Юрий Васьков, Председатель Администрации морских портов Украины), а так же проведен анализ функционирования системы зерновых складов (Андрей Купченко, аналитик ИА «АПК-Информ»).
С детальной программой и условиями участия в работе IV Украинского зернового конгресса можно ознакомиться по адресам