В прошлом году товарооборот Беларуси и Нижегородской области достиг почти 800 миллионов долларов. Очередной рубеж, который наметили на заседании Совета делового сотрудничества в Минске нынешней весной его сопредседатели первый вице-премьер белорусского правительства Владимир Семашко и губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев — 1 млрд долларов. Достигнуть его предполагается в ближайшие два-три года.
Производственная кооперация ряда крупных заводов Беларуси и Нижегородчины зародилась еще в советский период. Борисовские заводы «Автогидроусилитель», агрегатов, автотракторного электрооборудования, Гродненский завод карданных валов, гродненский «Автопровод» из года в год поставляли продукцию на Горьковский автозавод и ряд других сборочных производств. Однако в современных условиях ставка на одного поставщика либо одного покупателя для того или иного предприятия уже не актуальна. Значит, исчерпал свои возможности и алгоритм простой продажи товара. На смену ему пришла философия более тесного партнерства. В чем ее особенности — поясняет глава представительства Нижегородской области в Беларуси Сергей Петров:
— Мы ставим перед собой задачу восстановить на новом качественном уровне кооперационные связи, выстраивавшиеся десятилетиями. Упор делаем на создание совместных предприятий. Эта форма сотрудничества позволяет белорусским и нижегородским партнерам оптимальным образом войти в рынок той или другой страны.
К примеру, Минский моторный завод стал основным поставщиком дизельных двигателей для горьковских среднетоннажных грузовиков и автобусов ПАЗ. Но, в свою очередь, сборка этих машин из российских машинокомплектов налажена и в Беларуси. Так, в прошлом году белорусским потребителям поставлено более 180 городских и школьных автобусов, выпущенных предприятием «Русавтопром» в Борисове, что под Минском. При этом на белорусские узлы и агрегаты приходится около половины стоимости каждой машины. В нынешнем году предполагается поставка в Борисов 200 машинокомплектов для производства автобусов ПАЗ. То же можно сказать о сборке в Минске на предприятии «БелГАЗавтосервис» знаменитых своей неприхотливостью среднетоннажных «газонов».
Это касается и пассажирских лифтов могилевского завода «Лифтмаш». В Нижнем Новгороде договорились о создании совместного предприятия по производству «вертикального транспорта». В итоге белорусское предприятие ежегодно поставляет в российский поволжский город компонентов для сборки лифтов на 3 миллиарда российских рублей. Оно сумело захватить там 80 процентов местного рынка.
Вот «печка», от которой предполагается и дальше развивать сотрудничество регионов. Сфер, где намечается ускоренное движение вперед, немало. Не зря в составе Совета делового сотрудничества создаются новые рабочие группы по промышленности, сельскому хозяйству, образованию. Чтобы оказаться во всеоружии, к примеру, к проведению в России чемпионата мира по футболу 2018 года, матчи которого пройдут в Нижнем Новгороде. Городу понадобятся новые комфортабельные и вместительные автобусы и троллейбусы, и такие в достаточном количестве выпускают минские предприятия. «Сейчас прорабатываются детали соответствующих контрактов», — поясняет Сергей Петров.
Не менее перспективна аграрная сфера. Поставки белорусской сельхозтехники стали уже традиционными. Валерий Шанцев в очередной раз подтвердил это, заявив о намерении ежегодно приобретать по 150 комбайнов «Полесье». Но сфера сотрудничества расширяется опять-таки за счет создания совместных предприятий. К примеру, в Союзном государстве по достоинству ценят белорусские йогурты. Однако фруктово-ягодные наполнители для них прежде поставляли из-за рубежа. Недавно в Брестской области создано СП с нижегородским ЗАО «Гамми», и на двух сотнях гектаров уже заложены плантации вкуснейших ягод. Перерабатывать их в соответствующие добавки будут еще на одном СП, создаваемом на Городейском сахарном заводе, продолжает руководитель представительства Нижегородской области в Минске. Это позволит полностью отказаться от импорта йогуртовых добавок.
Ежегодно в Нижегородской области строится примерно 30 современных животноводческих комплексов. А в Беларуси их уже сотни, причем оснащены они оборудованием отечественного либо совместного производства, ни в чем не уступающим импортному. Так почему бы не привлечь этот опыт к обновлению аграрной области в России? И этот проект сейчас в работе, пояснил Сергей Петров.
На очереди — крупнейший проект по возведению в Беларуси атомной электростанции. Он также предусматривает активное участие нижегородских организаций и предприятий. Так, Нижегородская инжиниринговая компания является генподрядчиком строительства Белорусской АЭС. В рамках проекта общий объем белорусско-нижегородского сотрудничества может достигать 7–8 миллиардов долларов, отметил Владимир Семашко. Часть этих огромных сумм придется на белорусские строительные материалы и оборудование, технику, подрядные работы. Что делает сотрудничество еще более взаимовыгодным.