Якутия: Министерство сельского хозяйства подвело итоги уходящего года
Для каждой отрасли, отдельной составляющей общества год уходящий рассматривается и воспринимается по-разному. Так и в сельском хозяйстве 2012 год имеет собственную характеристику. Он был своеобразным – весной и осенью с разливом главной реки Лены затопило угодья, унесло стога сена, летом выдалось сильно засушливым, осень длинной, а зима в большинстве улусов остается малоснежной. Казалось бы, это просто природные явления, но в системе агропромышленного хозяйствования оно имеет свое четкое влияние, внося коррективы в наши действия.
Хочется отметить, что в сельском хозяйстве республики ощутимо позитивное влияние эффективных решений, принятых президентом Е.А. БОРИСОВЫМ и председателем правительства Г.И. ДАНЧИКОВОЙ. Так, уже в начале года президент поставил практическую задачу по улучшению состояния земель, расширения объемов мелиоративных работ, активизации контактов с федеральным центром, привлечению инвестиционных средств для развития отрасли и т.д. Особое внимание председателя правительства было уделено активной работе с исполнительной и муниципальными органами власти, консолидации сил по вопросам развития села и сельского производства. Под жестким, но целенаправленным руководством А.А. СТРУЧКОВА, первого заместителя председателя правительства, куратора, министерство в течение года работало в живом, активном режиме: мы искали наиболее эффективные пути развития сельского хозяйства, укрепления благосостояния тружеников отрасли и жителей села в целом. Поэтому сегодня сельское хозяйство Якутии ищет главные ориентиры дальнейшего развития, делая конкретные шаги в укреплении экономики сельскохозяйственного производства.
То, что вектор развития агропромышленного комплекса Якутии заложен верно, ясно отразилось во время празднования Дней республики в Москве и Санкт-Петербурге. Сегодня продукция якутских сельских товаропроизводителей очень востребовано и высоко ценится на российском уровне. Нам стоит приложить чуть больше усилия, чтобы агропромышленный комплекс республики вышел на прямую дорогу.
Финансирование
Об объемах финансирования отрасли сегодня говорят и обсуждают на самых различных уровнях. Для кого-то бюджет сельского хозяйства выглядит слишком нескромным, а кто-то считает, что стоит предусмотреть намного больше, чем имеем сегодня. Итак, в 2012 г. на развитие отрасли из республиканского бюджета предусматривалось 7008,4 млн. руб., при уточнении бюджет был увеличен до 7489,2 млн. рублей, что больше объема 2011 г. на 13,4 %. Из них муниципальным образованиям на осуществление государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства предоставлено субвенций и субсидий на сумму 3153,1 млн. рублей, в т.ч. субвенции 2511,7 млн. рублей, субсидии 641,4 млн. рублей.
В 2012 г. из федерального центра поступает 861,407 млн. рублей, что больше объема 2011 г. на 80 % (было 478,244 млн.руб.).
В текущем году мы активизировали работу с федеральным центром. Так, в августе республику с рабочим визитом посетил министр Н.В. ФЕДОРОВ, итогом командировки стали конкретные решения в отрасли. В этом году министерством подписано 8 соглашений и 6 допсоглашений на финансирование мероприятий Государственной программы на 2008-2012 годы, в прошлом году было подписано 3 соглашения и 4 допсоглашения.
В этом году подписан и один из главных документов работы отрасли – Соглашение о реализации мероприятий Государственной программы на 2013-2020 годы.
В этом году наше министерство включилось в три новые федеральные проекты: поддержка пилотных проектов комплексной застройки и благоустройства сельских поселений (55,450 млн. руб.), фермерских хозяйств (80,152 млн. руб.) и экономически значимых программ (198,807 млн. руб.).
В будущем году на финансирование из федерального бюджета направлена заявка в объеме 1 млрд. 564 млн. рублей, что больше объема текущего года на 81,5 % (702 млн. руб.).
Выполнение производственных заданий
В эти дни отрасль подводит предварительные итоги по выполнению плановых заданий по отрасли. Итоги, честно говоря, неравномерны. На итоги повлияли как объективные, так и некоторые субъективные причины.
В целом, по предварительной оценке итогов 2012 года из 23 доведенных министерству заданий ожидается выполнение 11 (47,8 %). По отношению к прошлому году положительная динамика ожидается по 69,6% показателей.
К невыполненным итогам с объективными причинами можно отнести несколько направлений работы.
Так, одним из невыполнимых направлений работы стало сохранение и увеличение поголовья сельскохозяйственных животных. По итогам конца года ожидаемые итоги: по КРС – 95%, в т.ч. коров – 97%, поголовью свиней – 92,6%, лошадей – 100,1%, оленей 95,9% и птиц – 77,1%.
Ожидаемое поголовье коров составляет 85 800 голов, что составит 97,0% к уровню задания и 98,4% к прошлому году.
Несмотря на оказанную ощутимую поддержку бюджета в текущем году (субсидирование кормозаготовительных мероприятий, поголовья дойного стада) и ожидаемую поддержку в следующем году 10 тыс. рублей, основное снижение поголовья обусловлено сокращением скота в личных подсобных хозяйствах населения. В сокращении поголовья мы не усматриваем экономической подоплеки, хотя это тоже является причиной, а социальную проблему (старение населения). Основной причиной спада поголовья является увеличение возрастного состава содержателей скота в личных подсобных хозяйствах населения (средний возраст свыше 50 лет). Этот возрастной ценз четко просматривается по итогам инвентаризации.
При этом приходится признавать, что забивается в основном молодняк скота, что вызывает значительные изменения в структуре стада. По нашим прогнозам, такое хозяйствование приведет к старению основной массы скота личных подсобных хозяйств. Далее, как результат, к дальнейшему снижению поголовья (из-за отсутствия ремонтного молодняка) и снижению продуктивности скота. Учитывая то, что в личных подсобных хозяйствах содержится почти половина скота, это проблема, требующая повышенного внимания. Проблема обнажила то, что до сих пор у государства нет действенных рычагов воздействия на население.
Какой выход мы видим? На федеральном уровне в качестве целевого индикатора учитывается поголовье скота в организованных формах хозяйствования. Поэтому при формировании и доведении государственного задания министерство предлагает помимо поголовья во всех категориях хозяйств ориентироваться на поголовье в организованных формах хозяйствования.
Во-вторых, ежегодно будут предоставляться значительные средства на стимулирование поголовья коров, поэтому мы предлагаем ввести электронную систему учета поголовья скота и птицы. Такой подсчет сведет на нет дублирование получателей государственной поддержки, и тем самым упорядочит всю систему субсидирования. Каждому животному будет присвоен идентификационный номер с информацией о местоположении скота (улус, район), племенной учет. Сформируем базу данных, где отразится вся информация в разрезе районов (структура стада, движение стада). В дальнейшем, при внесении в похозяйственную книгу, получении субсидии, реализации мяса обязательным требованием станет наличие идентификационного номера. Таким образом, у государства появится реальная картина и возможность контролировать ситуацию. Проект протестируем в пилотном порядке в одном-двух крупных животноводческих улусах в течение 2-3 лет.
По поголовью лошадей основной причиной снижения поголовья стал низкий деловой выход жеребят по сравнению с прошлым годом (58% против 68%). В текущем году выход жеребят составил 55 761 голов против 61 464 голов в 2011 году (91% по отношению к 2011 году). Отразились и последствия трудной зимовки лошадей 2011-2012 года.
Ожидаемое поголовье оленей к концу текущего года составляет 195 190 голов, или 95,9% к заданию и 100,1% к прошлому году.
Основной причиной потерь в оленеводстве стала летовка с аномально жаркой погодой. Во время летовки Департаментом Ветеринарии РС(Я) официально зарегистрированы вспышки некробактериоза оленей в трех северных улусах. Повлияли и аномально жаркие дни, лесные пожары, что также сказалось на отходе оленей.
По производству сельскохозяйственной продукции выполняются все показатели, кроме молока – на 95,5 % и зерна – на 46,5 %. Отставание по эти пунктам имеет объективные причины: это влияние трудной зимовки, повлекшей значительное сокращение поголовья коров, низкий травостой при выходе на летние фермы в ряде заречных основных животноводческих улусов. Выполняется и перевыполняется производство мяса – на 103,6 %, яиц – на 100 %, овощей – 102,2 % и картофеля - на 101,4 %.
По предварительным подсчетам объем производства мяса скота и птицы на убой в живом весе во всех категориях хозяйств на 1 декабря 2012 года составил 33 993,2 тонн, что выше уровня задания на 8,6%, яиц – 118 411,3 тыс. штук, что выше уровня задания на 2,3%.
По итогам 2012 г. численность птицы во всех категориях хозяйств республики прогнозно 943 тысяч голов птицы, показатель производства куриных яиц - 128 млн. яиц (в 2011 году произведено 123 млн. штук яиц).
По производству яиц лидирует ОАО «Якутская птицефабрика»: по итогам года производство яиц составит 52,8 млн. штук яиц, продуктивность - 311 яиц на 1 курицу-несушку. В 2013-2016 годы планируется реконструкция с заменой технологического оборудования цехов содержания молодняка и родительского стада, строительство цеха сортировки яиц, работа 40 торговых точек в г. Якутске и близлежащих улусах.
Второй крупный производитель продукции птицеводства – ОАО «Нерюнгринская птицефабрика» помимо производства яйца, поставляет мясо цыплят – бройлеров. С 2009 года введена 1 очередь бройлерного производства, которая производит более 3 тыс. тонн мяса птицы в год. По итогам 2012 года прогнозируется производство яиц 42 млн. штук яиц, продуктивность 309 яиц на 1 курицу-несушку, 3,4 тыс. тн. мясо бройлеров.
Идет работа по завершению второй очереди строится еще 8 цехов. Итогом реализации проекта станет увеличение объема производства мяса бройлеров до 6300 тонн, улучшение сохранности поголовья, процента вывода инкубационного яйца и процента выхода убойной массы мяса птицы.
ОАО «Птицефабрика Нюрбинская» специализируется на производстве яйца. По итогам 2012 года производство яиц составит 9,1 млн. штук яиц. Птицефабрика в основном обеспечивает вилюйскую группу улусов.
В 2012 году в рамках поддержки экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства республики из средств федерального бюджета впервые направлено 83,5 млн. рублей на поддержку бройлерного производства и 4,1 млн. рублей на поддержку свиноводства на промышленной основе.
В текущем году валовой сбор зерна составляет 6 765,8 тонн, что составляет 46,5% к заданию и 82,7% к уровню прошлого года. В результате неблагоприятных погодных явлений было списано 2 472 га, переведено на кормовые цели 5 849 гектаров засеянных площадей зерновых культур, что составляет почти половину от площади посевов. Убрано 9 119 гектаров, в том числе 1 433 пшеницы, 2 779 ячменя и 4 904 овса.
За 2012 год накопано 72 947 тонн картофеля, что составляет 102,4% к заданию. Собрано овощей 32 140,8 тонн, что составляет 102,2%.
По предварительным итогам увеличение посевных площадей по отношению к 2011 году составило 106,5% (48 102,8 га против 45 179,4 га).
План заготовки сена по всем категориям хозяйств с учетом зоотехнической нормы доведен в объеме 555 тысяч тонн, что на 87 тысяч тонн, или на 16% больше показателя предыдущего года.
Всего в текущем году заготовлено 478,6 тыс. тонн сена, что составляет 86,2% к заданию и 102,9% к уровню прошлого года. Заготовлено также 27 103 тонн сочных кормов, в том числе силоса 12 253, сенажа 14 850 тонн. Хотелось бы отметить организованную и ответственную работу по заготовке грубых кормов в следующих улусах, где заготовлено больше сена, чем в 2011 году: Амгинский, Алданский, Верхневилюйский, Верхоянский, Вилюйский, Кобяйский, Мегшино-Кангаласский, Нюрбинский, Олемкинский, Сунтарский, Чурапчинский.
В 2012 году провели комплексную работу по повышению плодородия почв: восстановление пашен на 3 594 га (116 %), коренное улучшение сенокосных угодий на 1 311 га (65%), поверхностное улучшение сенокосных угодий на 2 023 га (101%), комплексное окультуривание полей (КАХОП) на 628 га (90,5%).
Также в этом году проведена работа по семеноводству. Из республиканского бюджета предусмотрена поддержка приобретения репродукционных семян зерновых культур и картофеля. Данной поддержкой государства воспользовались 50 хозяйств на общую сумму 8355 тыс. рублей.
В кормозаготовительную кампанию впервые в этом году постановлением Правительства Российской Федерации в республику поставлен льогтный ГСМ, поставщиком 2 100 тонн был определен ОАО «Лукойл», а уполномоченным оператором по поставке летнего топлива для сельхозтоваропроизводителей Республики Саха (Якутия) является ОАО НК «Туймаада-нефть».
Как никогда активно работали по поставке техники для кормозаготовительной кампании. Наши товаропроизводители в этом году приобретено через ОАО «Туймаада-Лизинг» приобрели 388 единиц, через ОАО «Росагролизинг» 144 единиц, комбайнов 3 ед, тракторов 203 ед (не считая мини-тракторов), из них 19 - энергонасыщенные трактора. На эти цели из бюджета выделено субсидий 38,7 млн. рублей.
В отрасли введены 6 картофельных и овощных хранилищ в Мегино-Кангаласском, Верхоянском, Вилюйском, Хангаласском улусах и г.Якутске с мощностью от 1500 тонн до 150 тонн. Возмещение части затрат по этим объектам также субсидированы государством в сумме 24,8 млн. рублей.
В этом году начали строить два мощных зерноочистительных комплексов для хранения зерна и зернофуража (элеватор) в селах Покровка и Амга Амгинского улуса. Элеваторы почти – на 95% в Амге и 100 % в Покровке. На эти цели бюджетом выделено 41 млн. рублей, кроме этого из внебюджетных источников изыскано 42 814 тыс. рублей. В будущем году строительство второй очереди продолжится и объекты будут введены.
С этого года в республиканском бюджете предусмотрели субсидии на возмещение затрат по строительству изгороди, построили на пашнях республики 852,36 км. изгородей и хозяйствам возмещено 21 млн. 309 тыс. рублей. На следующий год планируем возмещение затрат на строительство изгородей сенокосных угодий.
По производству продовольственных товаров ожидается выполнение: хлеба и хлебобулочных изделий, цельномолочной продукции – на 100 %, рыбной продукции – на 100,1 %. Чуть меньше запланированного изготовление масла сливочного – 93,8%. За 11 мес. 2012 года произведено 36 266 тонн (92,3 %) цельномолочной продукции, увеличение с прошлого года составляет 5,6 %.
Основной причиной снижения объемов производства цельномолочной продукции и масла сливочного явилась нехватка сырья (снижение объемов заготовки), вызванная трудной зимовкой, низким травостоем, сокращением поголовья коров. Также отражается моральный и физический износ технологического оборудования, недостаток производственных мощностей по отдельным видам переработки сельскохозяйственного сырья.
За период январь-ноябрь 2012 года произведено 39 930,1 тонн хлеба и хлебобулочных изделий, что составляет соответственно 98,3% к заданию и 97,5% к уровню прошлого года. Невыполнению планов здесь также влияет моральный и физический износ технологического оборудования. Падает потребительскй спрос на хлеб и булочные изделия. Понятно, что плюс к этому идет рост цен (тарифов) на основное сырьё (зерно, муку) и энергоресурсы.
По итогам января-ноября текущего года произведено 3 667,5 тонн рыбы и продуктов рыбных переработанных и консервированных, что составляет 86,7% к уровню задания и 98,8% к соответствующему уровню прошлого года.
Подводя итоги, несмотря на неблагоприятный год, мы считаем, что ожидаемое выполнение заданий на уровне 47,8% является неплохим результатом. Два последних года картина по выполнению параметров заданий в 2010 году – 35%, в 2011 году – 39%.
Задачи Министерства на 2013 год
В 2013 г. наше министерство подписывает соглашение с Министерством сельского хозяйства РФ я о реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Заключаются соглашения на финансирование из федерального бюджета по целевым программам. Обязательно должны принять участие в конкурсах по отбору региональных программ с целью привлечения дополнительных средств на поддержку отраслей сельского хозяйства.
В будущем году активизируется работа с органами исполнительной власти республики. Основной задачей является реализация Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 27 сентября 2012 года №1644 «О комплексных мерах по развитию села в Республике Саха (Якутия)».
Также особое внимание мы уделяем совершенствованию механизма формирования объемов государственных заданий и работе по разработке дорожной карты по внедрению в пилотном порядке в ряде животноводческих улусов электронного учета скота.
Продолжается работа с органами местного самоуправления по распределению между улусами и доведению объемов государственных заданий по поголовью сельскохозяйственных животных и производству важнейших видов продукции. Будем совершенствовать механизм своевременного доведения средств субвенций до муниципальных образований, принимать превентивные меры по обеспечению выполнения государственных заданий, выполнению доведенных заданий и эффективному расходованию субвенций.
В тесном сотрудничестве с органами МСУ разработаем типовую дорожную карту по выполнению заданий 2013 года, с контролированием соблюдения сроков и качественного исполнения отдельных пунктов карты.
Одним из приоритетных задач Министерства на 2013 год является обеспечение ввода производственных объектов АПК, запланированных на 2013 год.
Будущий год – Год села. Наше министерство является одним из исполнителей задач указанного направления работ на селе. Объединив усилия с другими органами исполнительной и муниципальной власти, мы намерены выполнить все поставленные задачи 2013 года.