14 ноября 2024 г., Четверг
РЕГИСТРАЦИЯ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА
СПРАВОЧНИК
СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
УЧАСТНИКАМ
СЕРВИС
ПОИСК ПО САЙТУ
Введите слово или фразу:
Искать в разделе:


Сооружения для хранения силоса и сенажа

16 ноября 2012 10:10

Сооружения для хранения силоса и сенажа

Для закладки силоса и сенажа можно использовать одни и те же сооружения. Но для хранения сенажа чаще применяют хранилища башенного типа и иногда используют траншейные хранилища. Корма силосуют в хранилищах всех типов.

При рассмотрении типов хранилищ, а также закладки зеленой массы на хранение и выемки готового корма мы будем говорить о силосовании, подразумевая при этом, что все сказанное относится и к сенажированию.

Сооружения для закладки силоса должны обеспечивать полную изоляцию силосуемой массы от доступа воздуха. Вместе с тем они должны быть удобны с точки зрения использования средств механизации для загрузки зеленой массы и выемки готового силоса, а также быть недорогими сооружениями. Однако пока нет отвечающих всем этим требованиями силосных хранилищ, поэтому ученые и проектировщики продолжают искать наилучшие конструктивные и строительные решения этих хранилищ.

Уже с начала использования силосования как способа консервирования кормов изготовление или строительство сооружений для силосования велось в двух направлениях: горизонтальном (ямы и траншеи заглубленные, полузаглубленные, а затем наземные) и вертикальном (бочки, полубашни, башни).

Хранилища горизонтального типа. Первыми самыми примитивными хранилищами для силоса были обычные ямы произвольной глубины, ширины и длины. В некоторых публикациях 1870-х гг. сообщается о силосных ямах, имеющих размеры 2 x 8 x 16 м. Во избежание осыпания стен силосные ямы стали делать наклонными, причем ширина ямы уменьшалась ко дну.

Уже в конце ХIХ в. стали устраивать ямы-силосохранилища с вертикальными стенами, выложенными из кирпича на цементном растворе.

Чтобы грунтовые воды не попадали в силосуемую массу и не выщелачивали из нее питательные вещества, силосные ямы и траншеи необходимо было закладывать в сухих местах, где самый высокий уровень грунтовых вод должен быть не менее чем на 0,5 м ниже дна ямы.

Многолетняя практика строительства и эксплуатация подземных силосохранилищ выявила их серьезные недостатки: 1) большую трудоемкость и дороговизну работ по выемке весьма внушительных объемов земельного грунта; 2) сложность осуществления достаточно надежной изоляции таких хранилищ от попадания в них атмосферных осадков и талых вод. Поэтому, чтобы исключить эти недостатки, стали строить наземные траншеи для хранения силоса.

Первые наземные траншеи для хранения силоса стали делать из насыпного грунта. Такие траншеи строили в 1950-х гг. в Алтайском крае, Оренбургской области и Казахстане в период освоения целинных земель. Однако в наземных насыпных траншеях силосуемая масса соприкасается с грунтом и засоряется ям, в связи, с чем некоторая часть корма становится непригодной для животных.

Для уменьшения потерь корма от засорения земельным грунтом при хранении стены наземных траншей стали делать из сборных железобетонных плит, а затем обваловывать землей, чтобы можно было трамбовать силосуемую массу тракторами и не бояться падения стенок.

С развитием строительной промышленности и широким применением конструкций из сборного железобетона в 1960-х гг. для строительства наземных силосных траншей большой вместимости стали применять эти конструкция. Так появились полносборные силосные траншеи.

В тех регионах, где развита строительная индустрия, желательно строить такие траншеи, так как они дешевле, чем наземные траншеи со стенами из бетонированных плит, обвалованных землей.

В наземных траншеях может накапливаться значительное количество выделяемого из зеленой массы сока. Этот сок и воду атмосферных осадков необходимо отводить. Для этого рекомендуется устраивать сборные желоба вдоль всего сооружения. Уклон основания траншеи к желобам должен составлять 2... 4 %. В простейшем исполнения основанию дают уклон от середины к торцам. Собирающуюся у торцов жидкость направляют в отводящую систему.

Свежескошенную и измельченную зеленую массу с полей сразу же отвозят в наземные траншеи. Когда зеленую массу везут в автомобилях-самосвалах, то те въезжают в траншею и разгружают массу на дно этого горизонтального хранилища. Если же зеленую массу подвозят в кузове прицепного кормораздатчика, то привезенную массу выгружают из него с помощью выгрузного транспортерного устройства через стену траншеи.

В процессе заполнения наземных траншейных хранилищ зеленую массу разравнивают и уплотняют с помощью гусеничных тракторов-бульдозеров. Причем у стен уплотняют особенно тщательно, чтобы не допустить согревания зеленой массы до температуры выше 37 °С. Толщина ежедневно укладываемого слоя должна быть не менее 0,8 м. Траншеи со стенами высотой не более 2,5 м рекомендуется загружать не более 3 дней, а при высоте стен 3,5 - не более 5 дней.

В результате опытов, проведенных учеными Кубанского НИИ сельского хозяйства, было установлено, что при уплотнении гусеничными тракторами измельченной зеленой массы кукурузы молочно-восковой спелости влажностью 65... 75 % оптимальная начальная толщина ее слоя составляет 2... 3 ширины гусеницы трактора, число его проходов должно быть 25... 35, из них первые 3...6 со скоростью 6... 8 км/ч; оптимальная подача силосуемого материала составляет 24... 30 т/ч при массе трактора 6... 8 т; 33 .. 39 т/ч при 9...11т и 42...48 т/ч при массе 12... 14т. В траншеях, в которых измельченную зеленую массу закладывали в соответствии с вышёуказанными параметрами, был получен высококачественный силос при минимальных затратах механической энергии на уплотнение, а потери корма сократились в 1,5... 2 раза.

После загрузки траншейного хранилища силосуемую массу немедленно укрывают. Лучшим материалом для укрытия является целлофановая пленка толщиной 0,15...0,3 мм. Если пленки нет, то траншеи укрывают землей на хорошо утрамбованную зеленую массу слоем 8 10 см. Для устранения промерзания покрытия и верхнего слоя силоса сверху траншею укрывают соломой слоем 50…60 см.

Роторный погрузчик - измельчитель кормовВыемку силоса из траншеи осуществляют погрузчиками различных конструкций. Но наиболее удобны для этого роторные погрузчики - измельчители стебельчатых кормов (рис. 88). Основной рабочий орган этого погрузчика - барабанная фреза роторного устройства, которая, вращаясь, срезает слой силоса по всей ширине хранилища. Срезанный корм попадает в приемник транспортера-погрузчика, который и подает его в кузов мобильного кормораздатчика.

Хранилища вертикального типа. Идея использования вертикальных хранилищ для силосования кормов оставалась целесообразной из-за того, что в них отношение поверхности корма, подлежащей ежегодному укрытию, к общему объему не превышало 1: 10, тогда как в траншеях, даже имеющих пятиметровую высоту стен, оно в 2 - 3 раза больше. Соответственно это достоинство вертикальных хранилищ позволяло обеспечивать протекание микробиологических процессов силосования кормов в более герметичных, а, следовательно, и более надежных условиях, чем в траншеях. Тем самым в вертикальных хранилищах и условия хранения силосованных кормов оказывались несколько лучше.

Башня для хранения силоса и сенажаПоэтому поиск технических решений вертикальных силосохранилищ продолжался, и в начале ХХ в. в США стали строить крупногабаритные силосные башни, в которых загрузка зеленой массы и выгрузка готового силоса осуществлялись с помощью специальных механизмов. Первые силосные башни строили из кирпича, а внутренние стены оштукатуривали цементным раствором.

В России первые силосные башни появились в конце 1930-х гг. Силосные круглые башни пристраивали к коровникам и соединяли с ними тамбурами Размеры этих башен от 4 до 6 м в диаметре, полезная высота от поверхности земли не более 12 м (обычно в 1,5…2 раза больше диаметра). Закладка зеленой массы в эти башни и выемка силоса из них осуществлялись вручную. Выполнение этих операций было очень трудоемким, да и стоимость строительства этих башен оказалась очень высокой. Поэтому данный тип башен не получил широкого распространения в нашей стране, а уже построенные башни постепенно были заброшены.

Очередная попытка внедрения башенного силосования кормов в животноводческие хозяйства России была сделана в 1970-х гг. Тогда по лицензии, приобретенной в ГДР, в нашей стране было налажено производство технологического оборудования к силосным башням большого объема и велось их строительство из сборных бетонных блоков или монолитного бетона. В России тогда было построено свыше 1000 больших силосных башен, некоторые из них успешно используются и сейчас.

Современные башни для хранения силоса - герметичные сооружения из металла, пластмассы и железобетона - изготавливаются промышленными предприятиями (рис. 89). Применение силосных башен позволяет полностью механизировать и автоматизировать технологические операции по закладке, выемке и транспортированию корма к местам скармливания, а также значительно снизить его потери. Заполняют башню через верхний загрузочный люк с помощью пневматического транспортера-загрузчика. Равномерное распределение зеленой массы по всей площади осуществляет распределитель массы. Выгружают силос разгрузчиком в мобильный транспорт или на ленточный кормораздаточный транспортер, подающий корм в кормушки животным.

На территории животноводческих ферм силосные башни обычно размещают «батареями». При выборе площадки для строительства силосной башни (или «батареи башен) необходимо учитывать удобство заполнении ее зеленой массой и выгрузки готового силоса. Перед заливкой фундамента необходимо испытать почву на несущую способность.

Технологические, объемно-планировочные и строительные решения современных силосных башен, включая и системы механизации их работы, достигли высокого уровня совершенствовании, но пока силосные башни как сооружения для хранения кормов не достигли желаемой степени экономической эффективности при строительстве и надежности в работе. К сожалению, силосные башни все еще остаются дорогостоящими сооружениями, с жесткими требованиями к технологии закладки и хранения силосуемой массы, а также к эксплуатации и техническому обслуживанию систем механизации.

В то же время в силосных наземных траншеях все технологические операции выполняются мобильными машинами - тракторами, погрузчиками-разгрузчиками и др. В случае выхода из строя каких-то машин их легко заменить другими. Правда, работу мобильных машин практически нельзя автоматизировать.

Поэтому «борьба» между башнями и траншеями за приоритет в хозяйственном использовании продолжается. В России в настоящее время первенство пока принадлежит наземным силосным траншеям.

Источник: Зерно Он-Лайн
Телеграм-канал: https://t.me/zolnews
Читайте новости рынка в нашем мобильном приложении  
Установите мобильное приложение Зерно Он-Лайн: