Власть и сельхозтехника: программы – хорошо, а реальная работа – лучше
19 октября 2011 13:37
До конца начавшегося десятилетия рынок сельскохозяйственной техники в России должна увеличиться в разы и к 2020 году может достичь 350 млрд рублей. При этом почти на две трети спрос удовлетворят отечественные производители. Такую перспективу обещает проект госпрограммы развития российского сельхозмашиностроения, о котором говорили в дни работы Международной специализированной техники выставки сельхозтехники "АгроТек Россия – 2011". Сразу хочется отметить, что наряду с оптимистами у данного проекта немало и скептиков. Одна их часть просто категорически не верит в то, что отечественные конструкторы и организаторы сельхозмашиностроения способны создать что-то равное или превосходящее импортные – не образцы, а производимые на конвейере – машины для всех аграрных отраслей и подотраслей. И потому платежеспособные аграрии будут предпочитать импорт. Сегодняшнее состояние рынка, увы, подкрепляет такую точку зрения. Вот что сообщил участникам одной из дискуссий на "Золотой осени-2011" представитель Минпромторга, заместитель директора департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Тимур Микая. На данный момент доля российской продукции в общем отечественном рынке техники для растениеводства составляет всего около 40%, а для животноводства и вовсе менее 20%. И обилие разнообразного импорта на той же выставке "АгроТек Россия 2011" зримо свидетельствуют о том, что ближайший, как теперь принято говорить, тренд на рынке сельхозтехники, скорее всего, сложится отнюдь не в пользу наших земляков-машиностроителей. Впрочем, автору этих строк ближе позиция тех экспертов, которые убеждены: российской промышленности по силам и опыту удовлетворить спрос отечественных аграриев на высокоэффективную технику. Она просто обязана это сделать. При этом дать интересную работу и заработок не только 50 тысячам своих рабочих, инженеров, конструктором, дилеров. Но и еще 200 тысячам смежников – производителям комплектующих, а еще и металлургам, химикам, электронщикам, транспортников…, не говоря уже и о торговцах, страховщиках, пиарщиках и нашем брате, журналистах. Почему же энергичным "Нет!" ответил на вопрос "Крестьянских ведомостей" о нарисованном "светлом будущем" отечественного сельхозмашиностроения не кто-нибудь, а патриот отрасли Александр Ежевский? "Пока не верю, - начал ответ ветеран, объясняя свою точку зрения. – Нет профессиональных кадров. Устарело оборудование. Разрушены конструкторские бюро". Впрочем, закончил Александр Александрович менее пессимистично: "Хотелось бы верить, но…". Все же у экспертов большие надежды на то, что власть в частно-государственном партнерстве с бизнесом реально займется восстановлением российского сельскохозяйственного машиностроения. Тем более что ряд заявлений высших чиновников питают такие надежды. Как и некоторые действия типа упорядочения таможенно-тарифного регулирования завоза импортных машин, утилизация старых тракторов и комбайнов… Вместе с тем последовательности в действиях нет. Известно, как выполняются пункты госпрограммы до 2012 года по техническому обеспечению села. Да и тот же проект Стратегии развития сельхозмашиностроительной отрасли намечалось внести в правительство еще в декабре прошлого года. Все продолжает решаться в "ручном режиме". Не потому ли рынок сельхозтехники может падать со 150 млрд руб. в 2008 году до менее чем 70 млрд в следующем 2009-м. Всякий ли инвестор решится связать свои капиталы с таким колеблющемся в шторме спросом? Теперь вроде бы правительство взялось за восстановление такого важного звена технической модернизации как система испытания сельскохозяйственной техники. Работа "Золотой осени" даже началась проведением международной научно-практической конференции "Задачи МИС Минсельхоза в технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства". Участники дискуссии горячо говорили о том, что испытание сельхозтехники является базовой составляющей технической политики на селе, обеспечивает независимость и объективность оценки машин и технологий, их соответствия требованиям современного аграрного производства. Это особенно актуально в условиях роста поступления зарубежных машин и технологий, а также в связи с предстоящим вступлением России в ВТО. На конференции была представлена концепция развития системы машино-испытаний Минсельхоза РФ. Говорили и о разработке стратегии становления этой службы, о правовой базе, обеспечивающей эффективную работу испытателей. Большое внимание было уделено техническому переоснащению МИС, их обеспечению землей, укреплению станций квалифицированными кадрами при повышении заинтересованности и ответственности этих работников за результаты их труда. Представитель машиностроителей выступил за принцип: не продавать сельчанам ни одной машины, не прошедшей государственные испытания. Такая вот благостная картина. Вот только станет ли она реальностью? Ведь на той же конференции вспоминали, что еще полтора-два года назад было подготовлено правительственное решение вообще о ликвидации всех российских машиноиспытательных станций. И потребовались огромные усилия ветеранов, патриотов отрасли, чтобы оно не стало реальностью. Тогда удалось отстоять 10 МИС из существовавших тринадцати (когда-то их было более тридцати, вспоминает Александр Ежевский). А вдруг окажется, что кто-то еще более энергичный, более близкий к властному телу предложит все же приватизировать испытателей? Ведь и на конференции раздавалось мнение, что МИС у нас много, что нынешнее их количество - это показатель недоверия к промышленности. Не клюнет ли власть в одночасье на такие доводы? Так что испытателям и их сторонникам надо ковать железо, пока горячо.