«Растаможка» границ. Как Таможенный союз повлияет на экономику Алтайского края
Два месяца назад на границах России, Казахстана и Белоруссии полностью отменен таможенный контроль. 1 июля начал реализовываться очередной этап формирования единой таможенной территории Таможенного союза: только в Алтайском крае на границе России с Казахстаном перестали работать три таможенных поста.
ПолитСибРу попытался разобраться, что изменилось с этим шагом и как введение Таможенного союза повлияет на экономику края и отразится на его жителях.
Таможенный кодекс союза действует уже целый год. Но сейчас еще продолжается переходный период: идет работа по приведению к единой таможенной ставке более четырехсот наименований ввозимых на территорию союза товаров, также решаются вопросы с ветеринарным и фитосанитарным контролем. Снятие таможенного контроля на границах – это всего лишь еще один шаг к созданию единого торгового экономического пространства, о котором ведут речь главы трех государств. Работа по отмене всех ограничений ведется комиссией Таможенного союза постоянно.
В запас
Вместе с ликвидацией таможенных постов была проведена и оптимизация кадров. Алтайская таможня сократила 279 человек. Как говорят в ведомстве, всем уволенным предложили устроиться на другие должности в Алтайской таможне. Часть уволенных с этих постов переведена в другие таможенные органы. И только 46 человек ждут назначений, они были выведены в резерв и находятся в распоряжении начальника таможни.
Плюсы без минусов
Не все понимают, чем грозит такое нововведение. В связи с отменой таможенного контроля множество опасений по поводу рынков сбыта высказывают представители молочной промышленности края, зернопереработчики и производители мяса. Они опасаются, что с открытием границ в край хлынет дешевое зерно, молоко и мясо из Казахстана и Белоруссии. Но специалисты говорят, что опасаться нечего.
«В Западной Сибири белорусское молоко точно не конкурирует с алтайским, в центрально-азиатских республиках тоже. Мы с ними конкурируем только в нашей Европейской части, а туда возить молоко нашим производителям не выгодно. Да и цены у белорусов не намного ниже», – говорит начальник краевого управления по обеспечению международных и межрегиональных связей Александр Жилин.
Представители Казахстана тоже видят в сотрудничестве с Россией и Белоруссией только положительные моменты, а конкурировать за рынки сбыта с ними не собираются. «Говорить о том, что сейчас в Россию хлынет пшеница из Казахстана, нельзя, потому что у всех государств есть свои планы и свои рынки сбыта, – считает представитель торговой миссии Казахстана в России Мурат Бекмуратов. - И в Алтайском крае есть свои товаропроизводители, у которых есть свои поставщики сырья».
Также дело обстоит и с мясом: Казахстан на сегодняшний день только покрывает свои потребности, а на экспорт мяса не хватает, но даже при расширении производства Казахстан нацелен больше на экспорт в азиатские и северно-африканские страны. Однако российские эксперты говорят о том, что поставок мяса из Казахстана опасаться не стоит, они пойдут России только на пользу.
Бывший министр сельского хозяйства России Александр Назарчук отмечает: «Торговля с Казахстаном никогда не прекращалась. Но ни Белоруссия, ни Казахстан не могут полностью покрыть потребности, особенно в животноводческой продукции: мясе и молоке. Сейчас Россия закупает и молочные, и мясные продукты со всего мира. И это всего лишь 60% от общей потребности. Если мясо будет в Казахстане, будем меньше завозить из Аргентины. Если у края и есть какие-то проблемы со сбытом, то это проблемы внутри страны, в этом вновь созданный союз не виноват».
По словам Александра Назарчука, в Белоруссии гораздо выше уровень производительности, к тому же в России еще и очень высокие транспортные расходы. «Нам нужно создавать условия для своих производителей, чтобы не было таких случаев: фермеры из приграничных районов ездили в Казахстан с канистрами за топливом, потому что горючее для крестьян в Казахстане в несколько раз дешевле. Это нам самим нужно думать, как вписаться в Таможенный союз», – говорит Назарчук.
В целом специалисты управлений подчеркивают, что введение таможенного союза скажется на экономике положительно, а трудностей ни у жителей края, ни у производителей возникнуть не должно.
«Уже можно судить о пользе Таможенного союза для государств, – отмечает начальник управления Алтайского края по обеспечению международных и межрегиональных связей Александр Жилин. - За год его действия товарооборот между государствами-участниками увеличился, предпринимателям стало легче работать, скорость прохождения грузов через границу намного увеличилась. Говорить об изменении цен на товары сейчас нельзя: таможенных пошлин не было с 1995 года, с тех пор, как действует таможенное соглашение в бывших странах СССР. Сейчас мы устранили бюрократические проблемы».
По прогнозам, до 2015 года ВВП во всех странах-участниках вырастет на 15% только за счет отмены таможенного контроля. Никто не потеряет и в отношении таможенных пошлин, взимаемых на внешних границах: они собираются в «общий котел», а потом делятся пропорционально.
К трудностям, которые могут возникнуть на дальнейшем пути формирования единого экономического пространства, можно отнести разные уровни доходов, налоги, валюты в странах.
Перспективы для Рубцовска
Только плюсы в Таможенном союзе видит и автор концепции развития центра приграничного сотрудничества в городе Рубцовске, кандидат социологических наук, доцент Алтайской академии экономики и права, в прошлом – вице-мэр Рубцовска Александр Попов. Уже много лет он занимается проблемами этого города (подробнее см. бюллетень ПолитСибРУ № 2(31) март 2010года).
Суть предлагаемого им проекта в том, чтобы превратить Рубцовск в центр при- граничного сотрудничества. Для того чтобы это осуществить, автор предлагает работать сразу в трех направлениях: создавать центр экспортного производства, таможенно-транспортный логистический центр и центр развития инфраструктуры приграничного сотрудничества.
«С отменой таможенного контроля проект Попова только выиграет, хотя сейчас он и нуждается в переработке. С отменой таможенного контроля появились новые возможности для приграничного сотрудничества. Это расширит возможности для предпринимателей: улучшит климат обмена и увеличит возможности доступа к ресурсам и товарам. В сентябре-октябре в Рубцовске пройдет международная инновационная ярмарка-выставка и научно-практическая конференция, на этой выставке мы презентуем наш проект в новом формате», – рассказывает Александр Попов.
В этом контексте мы переместили акценты таможенно-транспортного логистического центра, который в любом случае должен оставаться в приграничной зоне, в направлении транспортно-логистического центра, который будет оптимально транспортировать грузы, складировать их, перерабатывать и заниматься дальнейшей их транспортировкой. Центр, который касается производства экспорта-импорта, будет развиваться в двух направлениях. Первое – уже имеющийся в городе кластер машиностроения и второе направление – Белоруссия – сборка Белорусских мини-тракторов и тракторов на колесах.
Следующее направление – центр развития инфраструктуры муниципального образования, который тоже должен обязательно быть, также будет развиваться, как мы и планировали это изначально. Этим будет руководить администрация города. Сейчас мы адаптируем проект с точки зрения участников. И в этом же вопросе планируем решить еще одну проблему – сформировать агломерацию, в которую войдут Рубцовск, Рубцовский, Локтевский и, возможно, Егорьевский районы.
По словам Александра Попова, проект будет поставлен в повестку дня новому мэру Рубцовска после назначения, чтобы к его реализации подключилась команда из администрации. Больше, чем союз Следующим шагом сотрудничества России, Белоруссии и Казахстана должна стать работа в Едином экономическом пространстве. На сегодня главами трех стран практически полностью сформирована договорно-правовая база Единого экономического пространства. По информации федеральных СМИ, уже подписано 17 соглашений между Россией, Белоруссией и Казахстаном, а еще около 30 должны быть утверждены до конца текущего года, чтобы с 1 января 2012 года Единое экономическое пространство заработало. Соглашения предусматривают единые принципы регулирования экономик, общую внешнеторговую политику и согласование налоговой, денежно-кредитной и валютно-финансовой политик.
Пока экономическое пространство в полной мере не действует, но у участников соглашения уже есть совместные предприятия. Такие предприятия работают в сфере малого, среднего и крупного бизнеса. Самое большое из них «КамАЗ». Сейчас государства рассматривают несколько межгосударственных проектов, например, создание совместного российско-белорусского сборочного производства сельхозтехники и производства меди в Усть-Каменогорске на базе змеиногорских добывающих предприятий.
Создавать совместные предприятия помогают уже налаженные экономические и торговые связи. По словам Александра Жилина, Белоруссия для нашего края является основным торговым партнером, а экономику Алтайского края и Казахстана вообще нужно рассматривать как взаимодополняющую.
«У нас с Казахстаном примерно одинаковый товарооборот зерна: экспорт равен импорту. Но если рассматривать подробнее, то мы завозим фуражную пшеницу на корм, а поставляем туда пшеницу твердых сортов. В этом взаимодополнении отсутствие таможенных постов сказывается положительно, то же самое и по мясу. К производителям мяса в Казахстане нужно относиться так же, как и к отечественным», - отметил экмсперт.
Пошлины, равняйсь!
Работа по приведению к единому тарифу ставок ввозных пошлин ведется непрерывно. Ставки на ввоз товаров на территорию союза в трех государствах должны уравнять к 1 января 2012 года. А пока с 25 августа начал действовать мораторий на изменение ставок ввозных таможенных пошлин.
Также до 1 января введен запрет на внесение изменений в единую товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности. Это обосновано необходимостью принятия новой редакции товарной номенклатуры, вступление в силу которой также ожидается 1 января 2012 года.
Как изменятся ввозные пошлины, еще не известно, но уже точно Таможенный союз изменит цены на ввоз автомобилей. Так, уже сейчас ввозить в Россию автомобили, ввезенные на территорию Казахстана и Белоруссии в 2010 и 2011 годах, стало дороже. Пояснения по этому вопросу дал полковник таможенной службы, первый заместитель начальника Алтайской таможни Сергей Булахов.
«Проблемы с этим заранее прогнозировались, и они проявились: условия оформления и ввоза автомобилей в Казахстане и Белоруссии гораздо легче, чем в России. У нас политика ввоза на протяжении последних 10-15 лет носит больше запретительный характер, а в Белоруссии и Казахстане, где нет своей автомобильной промышленности, это сделать очень легко. До 2013 года включительно в Россию без пошлины можно ввозить автомобили, ввезенные на территорию Казахстана и Белоруссии до 1 января 2010 года. А автомобили, ввезенные в 2010 и 2011 году, подлежат оформлению и уплате разницы суммарных пошлин. К 2013 году тарифные ставки на ввоз полностью уравняются во всех странах в соответствии с достигнутым соглашением», - говорит Булахов.
Таможня ушла, а граница осталась
Уже через неделю после полного снятия таможенных постов пограничники отчитались: нарушений на границе стало больше. По информации пограничного управления ФСБ России по Алтайскому краю, количество пропущенных через границу автомобилей за первую неделю после отмены таможенного контроля выросло более чем на семь тысяч. И количество граждан, пытающихся незаконно пересечь границу, тоже резко воз- росло. Многие просто не понимают, что Таможенный союз и единое государство это совсем не одно и то же.
Отмена таможенного контроля совсем не значит снятие пограничных пунктов пропуска. Пограничный контроль по-прежнему осуществляется в полном объеме. Требования по проверке документов и транспортных средств не отменяются.