Крупная коммерческая структура инвестирует миллиарды рублей в сельское хозяйство. При этом, по мнению экспертов, инвестиции в отрасль не дают ни гарантии прибыли, ни надежды на подъем рынка.
В январе–феврале текущего года выпуск продукции сельского хозяйства всеми производителями Удмуртии (сельхозорганизации, хозяйства населения, фермеры) составил 2,9 млрд рублей, или 101,8% к уровню января–февраля 2007 года. При этом, согласно республиканской Программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы, производство продукции отрасли во всех категориях хозяйств к 2012 году должно вырасти по отношению к 2006 году на 8%.
Ожидание колхозника. «Особо динамичного развития отрасли в ближайшее время не предвидится. Сельское хозяйство не слишком рентабельно, тем более в Удмуртии. У нас не аграрный край, он пытается выкарабкаться, но это не очень хорошо получается. К примеру, свое оборудование мы предпочитаем реализовывать за пределами Удмуртии. В республике продается только 5% от всего объема производства. В других регионах спрос намного больше, там инвесторы охотнее вкладывают средства», – рассказывает Сергей Дегтярев, директор ООО «Агромолтехника». Дмитрий Филинов, заместитель генерального директора по маркетингу и продажам «КОМОС Групп», соглашается, что сельское хозяйство – очень рискованный бизнес. «Если темпы развития замедляются – это напрямую говорит о насыщении рынка, он не может бесконечно прирастать на 15% каждый год. Впрочем, по итогам 2007 года Удмуртии удалось удержать ведущие позиции в России по производству молока (7 место), свиней (5 место)», – добавил г–н Филинов.
Эксперты «bc» отмечают, что основой роста сельского хозяйства в республике станут инвестиции в отрасль – как государственные, так и вливания коммерческих структур, широко практикующиеся в Удмуртии в последнее время. Однако, по мнению г–на Дегтярева, госинвестиции здесь не спасают, а, наоборот, усугубляют ситуацию. «Колхозник постоянно ждет от государства субсидий, дотаций, это развращает его, – уверен эксперт. – Конечно, есть сейчас инвесторы, которые вкладывают огромные средства в развитие отрасли, думая, что это очень прибыльное дело. На самом же деле год на год не приходится. Сегодня можно получить прибыль в 30–50%, а через год уйти в убытки. К тому же следует помнить, что, вкладывая средства в сельское хозяйство, ты зарываешь деньги на 10–15 лет, и не факт, что они через этот период времени принесут тебе прибыль». Однако Дмитрий Филинов уверен, что при грамотной разработке инвестиционного проекта прибыль можно получить и через 5 лет. «В 2007 году мы запустили реконструкцию Удмуртской птицефабрики. Проект предусматривает увеличение мощности до 27 тыс. тонн в год. В реконструкцию планируется вложить 1 млрд рублей», – добавил г–н Филинов. Как пояснил Дмитрий Захаров, коммерческий директор ООО «Удмуртский птицеводческий холдинг», на предприятиях УПХ разработана программа реконструкции, согласно которой к 2010 году производство мяса будет в 2 раза больше сегодняшних показателей по холдингу в целом.
Как отмечают эксперты, сегодня птицеводческий комплекс республики развивается весьма динамично. В 2006 году, по словам Дмитрия Захарова, птицефабрики холдинга достигли наивысших показателей за всю историю своей деятельности, – выручка от продаж по предприятиям холдинга составила 1,2 млрд рублей.
В интервью «bc» Светлана Веселкова, заместитель генерального директора по производству Удмуртской птицефабрики, отметила, что с 2005 года по сегодняшний день на реконструкцию птицеводческого комплекса было оформлено 2 кредита –70 и 344 млн рублей соответственно. При этом Удмуртская птицефабрика – единственная из республиканских, имеющая возможность воспользоваться кредитными средствами по нацпроекту развития АПК, поскольку соответствует всем критериям.
Кстати, не так давно удмуртским монополистам на рынке яиц, хлеба и муки (ООО «Удмуртский промышленный холдинг» и ООО «Нефтехимсервис–Трейд») Удмуртское УФАС России направило предписания, обязав компании обеспечить конкуренцию на рынках производства и поставки муки, хлебобулочных изделий и яиц. ООО «Нефтехимсервис–Трейд» является структурой, аффилированной ООО «КОМОС Групп», в эту группу лиц входят ОАО «Воткинская птицефабрика», ОАО «Удмуртская птицефабрика», ООО «Птицефабрика «Глазовская», ОАО «Птицефабрика Вараксино», ОАО «Ижевская птицефабрика».
Кредитная кооперация. Стоит отметить, что разработчики НЦП по АПК в числе ключевых направлений назвали ускоренное развитие животноводства, поддержку малых форм хозяйствования и привлечение молодых специалистов на село.
По соглашению между Минсельхозом России и Правительством Удмуртии республика взяла на себя обязательства создать 30 сельхозкооперативов, привлечь кредитов на сумму более 2 млрд руб. до 2009 года. Однако на конец 2007 года было создано только 15 сельхозкооперативов.
Между тем, по словам проректора ИжГСхА Петра Акмарова, фермеры сегодня производят около 2–3% молока, 60% картофеля, 80% овощей, в итоге – 10% от всей сельхозпродукции.
По статистике Минсельхоза УР, в республике зарегистрировано 2677 крестьянско–фермерских хозяйств. За ними закреплено 84 тыс. 277 га земельной площади, из них 72 тыс. 924 га пашни.
Значительная часть фермеров сегодня занимается растениеводческой продукцией, поскольку это, по их мнению, наиболее рентабельно. Но 2007 год ознаменовался негативной динамикой развития растениеводства. По данным Удмуртстата, под урожай 2007 года хозяйствами всех категорий было занято 1149,5 тыс. га, что на 2% меньше площадей, занятых в 2006 году. Соответственно, и урожай большинства растениеводческих культур оказался меньше показателя предыдущего года: зерновых культур – на 2%, овощей – на 11%, картофеля – на 25%. Удмуртстат отмечает рост сбора лишь одной культуры – льноволокна – на 37%. Однако масштабы его возделывания в регионе настолько незначительны, что не в состоянии определить или хотя бы скорректировать негативную динамику растениеводства в целом.
Полный цикл. Стоит добавить, что на текущий момент, по словам Сергея Фильченкова, аналитика инвестиционного холдинга «Финам», наиболее перспективными направлениями с/х деятельности в Удмуртии все же являются зерноводство и мясомолочное животноводство. При этом нужно понимать, что данные отрасли практически на 100% находятся под контролем местных холдингов (поэтому доля присутствия в данном секторе мелких производителей низка). «Рост мировых цен на зерновые и мясо создает благоприятные условия для того, чтобы сектора могли привлечь необходимые средства для развития. Однако рентабельность остается невысокой, что вполне естественно для наших климатических условий и политики сдерживания цен на продовольствие – 5–8%».
Основная причина уменьшения образования новых крестьянских фермерских кооперативов, по мнению экспертов, – диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию. «К примеру, в один год зерно стоит 3 рубля, в другой – 9. И то, и другое плохо: когда зерно дешевое, проигрывают растениеводы, а выигрывает тот, кто занимается животноводством. В другой год зерно дорогое – выигрывает растениевод, а животноводы проигрывают. Такие внеплановые скачки цен убивают возможность нормального функционирования отрасли. Поддерживать ценовую политику должны власти, однако этого не происходит», – говорит Сергей Дегтярев. Единственный выход из ситуации, по мнению эксперта, – работать по полному циклу. «Чтобы держаться на плаву, необходимо вкладываться в животноводство и одновременно в растениеводство. Вырастил зерно, скормил скотине, та в свою очередь принесла молоко и мясо и замкнула круг прибыли. Если только в животноводство вложил средства, высок риск убытков, – корма необходимо закупать на стороне, где цены на них в три раза дороже», – пояснил г–н Дегтярев.
О данной проблеме говорится не только в «производственных кругах», но и на правительственных заседаниях. В частности, в конце марта председатель комитета по АПК при Госсовете УР Владимир Невоструев отметил, что в ближайшее время ожидается повышение цен на ГСМ (30%), электроэнергию (30%) и минеральные удобрения (почти в 2 раза). По словам г–на Невоструева, федеральные власти считают, что в республике нет диспаритета цен, потому что возросла и стоимость зерна. «Но это не так, – Удмуртия не зерновой регион, и зерно нам тоже приходится закупать», – заявил Владимир Невоструев, отметив, что в итоге все отражается на стоимости конечного продукта (подробно об этом – в «bc» №11 от 25.03.08 г.).
Опасность монополии. Создание сельскохозяйственных производственно–сбытовых кооперативов Сергей Данилов, кооператор из Юкаменского района, назвал попыткой «обобщить нашу продукцию, а потом уже реализовывать». Предприниматель объединил в единый кооператив пять фермерских хозяйств из разных районов республики.
«Например, – говорит г–н Данилов, – в Алнашском районе традиционно высокие урожаи зерна, но спроса на него там нет, в Юкаменском районе – дефицит, следовательно, есть спрос. Я везу оттуда зерно, перемалываю, реализую, а деньги возвращаю. В свою очередь мой алнашский коллега берет у меня на реализацию продукцию, которая не востребована в моем районе».
Укрупнение игроков рынка и консолидация под единым управлением – это не только общемировая тенденция, но и настоятельная потребность российской реальности, считают эксперты. Объединение – зачастую лишь восстановление прежних, созданных еще в доперестроечные времена систем. Сельхозпроизводителям приходится конкурировать с импортом из стран с несопоставимо более мягкими климатическими условиями, большим естественным плодородием и более дешевой рабочей силой. «В этой ситуации они фактически обречены на утрату конкурентоспособности и разорение, – говорит Сергей Фильченков, – однако, не имея собственной сырьевой базы на месте, и удмуртские компании, перерабатывающие продовольственное сырье, окажутся неконкурентоспособными перед импортом – все из–за тех же высоких издержек плюс необходимости везти сырье, что дороже, чем ввозить готовую продукцию. Поэтому и для тех, и для других объединение в кооперативы и холдинги – единственный возможный выход».
Дмитрий Филинов заметил также, что сегодня инвестиции получить проще именно агрохолдингу. «Формирование крупных холдингов – это общемировая тенденция. Сельское хозяйство было развалено и требовало больших инвестиций. Сегодня получить инвестиции легче агрохолдингу, потому что инвестор может быть уверен: АПХ вернет свои долги, у него есть и залог, и ресурсы. Вкладывать в небольшие предприятия – для инвестора очень рискованное занятие. При этом полной монополии на рынке сельского хозяйства никогда не будет, потому что небольшие предприятия также способны конкурировать с холдингом в определенных сегментах», – уверен г–н Филинов. Сегодня под управлением ООО «КОМОС Групп» работают пять птицефабрик, два свинокомплекса, пять молокозаводов, Глазовский комбикормовый завод. «Объединяя несколько предприятий в холдинг, мы получаем эффект синергии. Во–первых, мы объединили высокотехнологичные предприятия (что для отрасли в целом не очень характерно), во–вторых, «КОМОС Групп» – компания с высокой степенью диверсификации, и в–третьих, мы планируем внедрять на предприятиях современные стандарты управления, и это тоже станет одним из наших конкурентных преимуществ», – добавил Дмитрий Филинов.
Между тем, существует мнение, что такого рода холдинги в сельском хозяйстве возникают повсеместно, но, как правило, в периоды финансовых кризисов. «Кризисы, как правило, активизируют процесс слияний и поглощений, – заметил Сергей Фильченков, – но именно они, как правило, и позволяют сектору собрать ресурсы для преодоления кризиса». Именно это сейчас и происходит, считает эксперт, – то есть республика постепенно выбирается из затяжного кризиса сельского хозяйства, продолжавшегося полтора десятилетия.
Пятилетка. Для поддержания динамичного развития сельхозотрасли Министерство сельского хозяйства УР разработало «Программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы». По этой программе предусмотрено увеличить вложения в сельхозпроизводство за 5 лет в 1,7 раза. «При этом обязательное условие программы – софинансирование из бюджетов субъектов РФ. Так, в 2008 году из бюджета УР выделено 1,1 млрд руб., из бюджета РФ – 685 млн руб. В 2009 году заложены цифры, но пока не согласованы с Минсельхозом РФ, – 1,3 млрд и 920 млн – из бюджета УР и РФ соответственно», – рассказал в интервью «bc» заместитель министра сельского хозяйства УР Алексей Стрелков. По его словам, в последние пять лет наметился экономический рост в сельском хозяйстве республики. «За последний период – с 2001 по 2006 годы – объем валовой продукции сельхозотрасли в сопоставимых ценах увеличился на 5,8%, но темпы роста рынка отстают от темпов роста экономики в целом», – добавил г–н Стрелков. Основные проблемы развития отрасли, по словам эксперта, связаны с низким уровнем развития социальной и инженерной инфраструктуры, – 80% сельских жителей имеют доходы ниже прожиточного уровня. Сергей Дегтярев добавляет к этому острую проблему кадров на селе. «Сейчас вся техника идет высококвалифицированная, автоматизированная, и не каждый может обеспечивать ее эффективное функционирование», – добавляет эксперт.
«Также неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры затрудняет подход с/х производителей к рынкам финансовых, материально–технических и информационных ресурсов. Финансовая неустойчивость отрасли не привлекает частных инвесторов», – продолжает заместитель министра. Реализация программы, по его мнению, улучшит базовые показатели социально–экономического развития сельского хозяйства. Производство продукции во всех категориях хозяйств к 2012 году (в сопоставимой оценке) должно вырасти по отношению к 2006 году на 8 процентов. Положительное внимание на рост ее объемов окажет увеличение инвестиций. В сельское хозяйство будет поступать более энергонасыщенная и ресурсосберегающая техника. Всего за период реализации программы планируется приобрести 1200 тракторов и 700 зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов. Рост объемов производства мяса и молока позволит к 2012 году увеличить среднедушевое производство мяса и мясопродуктов в перерасчете на мясо с 57 килограммов в 2006 году до 66 килограммов в 2012 году, молока и молокопродуктов в перерасчете на молоко, соответственно, с 432 до 466 килограммов.
Урожайность зерновых культур в среднем по республике должна вырасти на 19% и достигнуть 16 центнеров с гектара. «Доходы селян к 2012 году должны повыситься относительно 2006 года в 2,5 раза, ввод и приобретение жилья в сельской местности — в 2,4 раза», – сказал Алексей Стрелков.
Однако эксперты «bc» считают, что при росте объемов выпуска продукции сельского хозяйства в 1%, который фиксируется на протяжении вот уже нескольких лет, достичь за 4 года роста в 8% будет весьма проблематично.
Справка «bc»
На долю сельхозотрасли приходится порядка 3% валового регионального продукта УР, кроме того, она обеспечивает значительную массу сырья для удмуртской пищевой промышленности, которая производит еще 3,4% ВРП.
По данным Умуртстата, выпуск продукции сельского хозяйства всеми сельхозпроизводителями (сельхозорганизации, хозяйства населения, фермеры) в январе–декабре 2007 года составил 24,3 млрд рублей, или 100,1% к уровню января–декабря 2006 года.