Украина всегда была аграрной страной. Хотя индустриализация нашей страны и внесла свои коррективы, но украинский чернозём всё ещё находится в хорошем состоянии. Правда, как утверждают аграрии, с каждым годом земли истощаются неправильными или излишне агрессивными технологиями. Действительно, чтобы уничтожить плодородные украинские чернозёмы оказалось ничего не нужно изобретать. Достаточно неправильной деятельности человека.
Однако уже сегодня аграрные предприятия, как впрочем, и Министерство агропромышленного комплекса, озабоченны состоянием чернозёмов и не скупятся на «оздоровление» украинской почвы. Одно из положений концепции «органического земледелия», которую сейчас разрабатывают в МинАПК, предусматривает обогащение почв продуктами жизнедеятельности калифорнийского червя, который является основными производителями биогумуса. В Украине уже существует несколько ферм, где их разводят.
Так что мифы, что украинский чернозём уже истощён, скорее преувеличены. По крайней мере, натуральные технологии, которые всё больше сейчас практикуют, могут существенно обогатить почву. Впрочем, всё, что касается катастрофического состояния украинского сельского хозяйства тоже миф, умело созданный самими же аграриями. Украинцы, живущие в мегаполисах нашего государства, в большинстве случаев уверены, что украинский селянин давно или спился, или уехал на «заробитки» в большой город или в другую страну, где его труд востребован и хорошо оплачивается. Спешу успокоить всех, кто так считает, ибо только стоит выехать за пределы индустриальных центров, чтобы воочию убедиться в обратном – сельское хозяйство, или, как сейчас принято говорить аграрный бизнес, давно вышел из коматозного состояния. Конечно, если земли обрабатывает хозяйственник, а не компания-одногодка, которая ставит целью нажиться (не платит зарплат, не пользуется технологиями и нещадно «высасывает» все соки с земли). Хотя последнее время таких дельцов, «выдавливают» с рынка аграрии, которые работают на земле не только ради обогащения, но и любви к своей работе, как не пафосно это звучит.
Но хватит ли умения, любви, старания и фарта наших аграриев, чтобы снова Украина смогла заявить о себе, как о житнице Европы, в которую мы так безуспешно пытаемся влезть вот уже несколько лет? Может потому и безуспешно, что аграрный сектор привык «прибедняться» перед украинским правительством. Как ни глупо это звучит, но для украинских фермеров выглядеть перед всем миром бедными намного прибыльнее, чем показывать прибыльность своих предприятий. Таковы законы в нашем государстве, как только государственные мужи увидят прибыль, тут же отменят всевозможные дотации и преференции, которыми «балуют», хоть и не так как хотелось, наших сельхозпроизводителей.
Но последнее время, украинским аграриям стоит задуматься о том, что быть богатыми и независимыми намного приятнее, чем вечно просящими и жалующимися. Последнее два-три года в мире наметилась тенденция нехватки, и как следствие удорожание сельхозпродукции. Особенно это касается зерновых культур, что для нашей страны может послужить качественным рывком в развитии всего аграрного сектора в целом и зернового рынка в частности.
Тенденция развития зернового рынка могла начаться в 2004 году. Урожай тогда в Украине составил порядка 35 млн. тонн, экспортировано было около 7-9 млн. тонн. С одной стороны, это привело к уменьшению зависимости внутреннего рынка от импортного зерна и улучшению внешнеэкономического баланса, но с другой - возобновление конкуренции между продавцами зерновых из России (главный конкурент нашей страны на внешнем рынке) и Украины вызвало снижение экспортных и, как следствие, внутренних цен на зерновые культуры. Цены на фуражный ячмень, например, на условиях EXW в южных регионах Российской Федерации составляли на тот период 1500-1600 руб/т (эквивалент 274-292 грн/т). В таких условиях владельцам зерна в Украине тяжело было рассчитывать на более высокие цены реализации на экспорт, в то время как спрос со стороны внутренних потребителей был ограничен.
Хотя и наметился рост урожая, но ситуация на внутреннем рынке приобрела другой поворот - рост инфраструктурных расходов, которые еще больше увеличивали разницу между уровнем экспортной цены и ценами производителей. Тарифы на услуги «Укрзализныци», например, связанные с экспортом зерна, возросли тогда на 15-30%, а карантинные и ветеринарные службы ограничивали трактовку термина «партия зерна» одним транспортным средством. Это вынуждало получать ветеринарные и карантинные сертификаты для экспорта на каждый автомобиль или вагон. В результате доля инфраструктурных расходов в цепочке маркетинга зерна в очередной раз увечилась. И если в сезоне-2003 эта проблема нивелировалась высокими ценами экспортной реализации, то в 2004 году дополнительные расходы ограничивали и без того небольшие возможности владельцев зерна продать его по приемлемым ценам.
Складывалось впечатление, что правительства прошлых годов только то и делали, что «вставляли палки в колёса» украинским зернотрейдерам. С одной стороны, таким образом чиновники боялись, что зернотрейдеры попросту всё продадут и не оставят для внутренних нужд и зёрнышка. С другой – запрещая вывозить зерновые, Украина сразу же лишалась наработанной годами клиентской базы. Поэтому последние несколько лет аграриям приходится воевать не с конкурентами на внешнем рынке, а с чиновниками и с их новыми требованиями «по улучшению качества зерновых культур» у себя на родине. А в изяществе и частоте новых требований наши чиновники могут дать фору кому угодно.
Введение новой схемы сертификации пшеницы, необходимость оборудования всех пунктов приёма зерна экспресс-анализаторами, возвращение НДС в 2004 большинству экспортёров не предусматривался благодаря указу Президента «О внесении изменений в Закон Украины «О государственном бюджете на 2004 год» - всё это и многое другое лишь отбросило наших аграриев на пару лет назад. В результате количество экспортеров резко уменьшилось, т.к. было выгоднее выполнять субподряды крупных зернотрейдеров внутри страны, чем самостоятельно выходить на внешние рынки. Указанные выше законодательные новшества были более всего на руку американским зерновым корпорациям, которые смогли наконец-то разрешить несколько наболевших проблем.
Первая – американцы получили контроль над внутренним зерновым рынком Украины. Американские транснациональные корпорации не только обеспечивали себя необходимым оборудованием, но и без проблем возвращали себе НДС. Второе – удалось оградить мировой зерновой рынок от ценового хаоса, который вносили многочисленные украинские трейдеры демпинговыми ценами. Третье - надежно оградили свои традиционные рынки сбыта от посягательств украинских торговцев. В результате таких кардинальных изменений в Украине начался процесс укрупнения существующих и возникновения новых агрохолдингов, т.е. произошел кардинальный передел рынка, одобренный свыше.
В первые годы независимости Украины на зерновом рынке присутствовало до 20 тыс. экспортеров зерновых и масличных культур. В течение 10 лет количество компаний сократилось до 2 тыс., а к началу 2007 г. их уже насчитывалось менее 1 тыс. Среди этих компаний 80% рынка принадлежит 10 компаниям. В основном это дочерние предприятия западных транснациональных корпораций. Действительно, сегодня на украинском рынке господствуют транснациональные корпорации, которые, кстати, имеют свой бизнес и в России: «Cargill», «Topfer», «Луи Дрейфус» и «Bunge» имеют на украинском аграрном рынке своих «дочек».
2004 год также запомнился тем, что цены практически на все зерновые настолько снизились, что аграрии схватились за голову. Дошло до того, что зерновые сбывались зернотрейдерам ниже себестоимости: поскольку поджимали соки по кредитам, взятые на новую сельхозтехнику и под будущий урожай. Аграрии сбывали свою продукцию, чуть ли не по себестоимости, а то ниже, лишь бы не влезть в долговую яму. Всё шло к тому, что к следующему году поля нечем было засевать. Вот тогда правительство решило «спасать» сельхозпроизводителей и покупать зерновые по высокой цене, поскольку аграрии оказались на гране банкротства, но денег у Госрезерва как всегда не хватало и всё равно приходилось идти на поклон к тем, же зернотрейдерам.
2005 год стал поистине годом борьбы за зерно, точнее за нормальную цену за него. Вообще у нас правительство любит создать проблему, а потом начинает ее решать, иногда для виду, но, как правило, тяжело и безрезультативно. При ценовой политике, сложившейся на зерновом рынке Украины в 2005, выгоднее было скормить основной объем зерна скоту. Кстати такое заявление сделал чиновник - министр аграрной политики АР Крым Анатолий Корнейчук. Тогда бои за зерно развернулись не шуточные, государство установило минимальную закупочную цену на продовольственную пшеницу 3 класса в пределах 690 грн/т, а зернотрейдеры пытались опустить ее до 400-450 грн/т.
Было издано распоряжением «О мероприятиях по стабилизации цен на рынке зерна и обеспечению его безубыточного производства» №295-р от 29 июля 2005 года Кабинет Министров Украины поручил Госкомрезерву закупить 1 млн. тонн зерна, ГАК «Хлеб Украины» - 2 млн. тонн. Для Госкомрезерва и ГАК «Хлеб Украины» правительство предусмотрело ряд преференций: в частности, жестко были оговорены сроки возврата экспортного НДС (3 дня с момента подачи документов), максимально снижены размеры портовых сборов и оплаты услуг в портах во время экспорта зерна, уменьшены тарифы на перевозку зерна (на 15,26%). Кроме того, предприятия Госрезерва и ГАК освободили до конца года от уплаты дополнительных услуг, которые предоставляются перевозчиками по свободным тарифам. По сути, правительство из одной крайности перешло к другой – монополизировало рынок – выделив преференции двум-трём госкомпаниям, а не всем игрокам рынка. Тогда против нерыночных преференций для госкомпаний выступили Украинская зерновая ассоциация и Украинская аграрная конфедерация. Они заявили, что правительство нарушило закон о защите экономической конкуренции, и потребовали отмены указанного распоряжения.
В то время, когда шла ценовая война, урожай из года в год только увеличивался вплоть до сезона 2007 года. Украина собирала достаточно хорошие урожаи зерновой продукции, позволившие не только в полной мере обеспечить внутреннее потребление страны, но и подтвердить статус крупного мирового экспортера. В принципе, увеличение объемов ежегодного производства зерна в Украине до 58 млн. тонн позволило бы не только полностью удовлетворить потребности украинского внутреннего рынка в зерне необходимого качества и по приемлемым ценам, но и помогло бы получить существенные доходы от экспортной деятельности.
В разгар ценовой войны в конце 2005 года правительство приняло решение создать Аграрную биржу. Естественно, сельхозпроизводители вряд ли почувствовали облегчение от такого решения, а вот зернотрейдеры оказывались не у дел. В принципе, Кабмин и не скрывал, что создание Аграрной биржи это удар по монополизации зернотрейдерами аграрного рынка. Конечно, слаженные действия зернотрейдерских компаний на рынке, их противодействие государственным инициативам и проведение самостоятельной политики уже стали притчей во языцех. Однако, как ни крути, а в Украине на рынке работает не одна компания и не одна биржа. Хотя все эти структуры и подконтрольны крупным, подчас политическим фигурам, но все же их несколько. То есть на рынке зерна монополизации не больше, чем, скажем, на рынке переработки нефти. Создание же государственного биржевого монстра, через которого проходят все торги на аграрном рынке, как раз и есть монополия. Причем самый страшный для рынка ее вид – государственная.
Естественно, против создания подобного детища активно выступали зернотрейдеры. В частности, Украинская аграрная конфедерация остро критиковала потуги МинАПК. Среди аргументов «против» трейдеры выдвигали вполне резонные тезисы о том, что делегирование Аграрной бирже полномочий по регулированию цен, контроля над соблюдением участниками биржевой деятельности требований законодательства противоречит ряду законов, поскольку это не функция биржи. Была также предложена альтернатива, согласно которой МинАПК предлагалось развивать существующий биржевой рынок Украины. Бизнесменов в этом плане можно понять. Практически каждый из крупных участников рынка зерна в Украине в большей либо меньшей доле входит в ту или иную биржу. Естественно, после создания Аграрной биржи, которая станет единственным участником процесса, подконтрольные трейдерам биржи «прикажут долго жить». Тот же Леонид Козаченко (Украинская зерновая ассоциация) имеет самое непосредственное отношение к «Украинской фьючерсной бирже», структуры Людмилы Супрун и Богдана Губского создали «Украинскую аграрную биржу», а под крылом известных в политике людей находятся ТБ «Украинская зерновая биржа» и ТБ «Украинская биржа ресурсов». В общем, терять структуры, которые работают не один год, не хочется никому.
Не стоит также сбрасывать со счетов и Государственную налоговую администрацию Украины, от которой зависит своевременное возмещение НДС. ГНАУ легко идёт на контакт, когда возмещение НДС поощряется участниками рынка и налоговики делают всё возможное, чтобы показать свою значимость и незаменимость. Хоть мытари и говорят, что помогают, но помощь скорее похожа на выбивание средств. На встречах с теми же зернотрейдерами, налоговики заявляли, что готовы ввести упрощённую систему по НДС, сократить до минимума налоговые проверки, если суммы, задекларированные зернотрейдерами к возмещению, не будут превышать 5-10 тыс. грн.
Участники рынка, которым государство уже задолжало несколько млрд. грн., считают инициативу «заявлениями для обывателей» - реальные объемы экспорта больше в разы. Представители украинских дочерних компаний международных зернотрейдеров «Cargill», «Topfer» и «Bunge» напомнили ГНАУ о задолженности государства по НДС. По данным участников рынка, только компании «Бунге-Украина» государство задолжало более 200 млн. грн. бюджетного НДС. Представители небольших украинских зерноторговых компаний отметили, что проблема возмещения НДС для них особенно серьезна. Поскольку, если крупным иностранным игрокам не возмещают НДС, они могут закрыть здесь свое представительство и переехать в Россию или куда угодно. А если «мелким» не вернули, хотя бы миллион гривен, через месяц банк, который выдал им кредит, сделает их банкротами.
Экспорт зерна - большой бизнес, сумм в 5-10 тысяч гривен просто не бывает. Для среднего зернотрейдера корабль на 20-30 тыс. тонн зерна будет стоить $2-3 млн., из которых НДС - 300-400 тыс. Так что порог в 5-10 тысяч грн. выглядит просто смешным, как для крупных, так и для мелких компаний. Естественно, такие «нововведения» чиновников привели только к тому, что на зерновом рынке начались всевозможные нарушения, и как итог, прибавилось работы для прокуратуры, ГлавКРУ и Антимонопольного комитета. Только за половину прошлого года по фактам нарушений на зерновом рынке Украины было возбуждено больше 20 уголовных дел. Среди основных нарушений: условия хранения зерна и несоблюдение порядка его декларирования, умышленное уничтожение посевов и незаконное использование ресурсов государственного резерва. Минагрополитики со своей стороны в 2007 тоже создали специальные комиссии, которые проинспектировали 24 припортовых элеватора в Украине. В результате проверки выяснилось, что 837 тыс. т зерновых (227 тыс. т пшеницы, 586 тыс. т ячменя, 23 тыс. т кукурузы) уже несколько месяцев хранятся на неприспособленных для долговременного содержания припортовых элеваторах. Половина зерновых (около 300 тыс. т) в критическом состоянии, еще 79 тыс.тонн – в неудовлетворительном. Правительство в 2007 наряду с ценовой чехардой прошлых лет и квотированием экспорта столкнулось с ещё одной проблемой – нехваткой и ужасным состоянием складских помещений.
Дошло до того, что в текущем году иностранные СМИ, в частности британское издание «Экономист» заявило, что украинские производители вынуждены сбрасывать зерно в Черное море. Как пишет издание, из-за внедренных квот на экспорт, нехваткой складских помещений украинские производители зерна были вынуждены сбросить в Черное море истлевшее зерно стоимостью 100 млн. долларов. В статье, посвященной гибельному влиянию экспортных ограничений на торговлю сельскохозяйственной продукцией, «Экономист» подчеркивает, что украинцы были вынуждены это сделать именно в то время, когда мировые рынки задыхались от недостатка предложения, в то время как украинский урожай превысил внутреннюю потребность в зерне.
Правда не только Украина сдерживает экспорт зерна, но и другие страны, которые на протяжении последних трёх недель в своем стремлении удержать рост цен на продукты питания, к экспортным ограничениям прибегли правительства Камбоджи, Индонезии, Казахстана, России, Аргентины и Таиланда. Мировой рынок остаётся достаточно напряженным, а экспортный потенциал Украины в 2007/2008 маркетинговом году оценивается приблизительно в 5 млн. тонн, но Кабмин разрешил экспорт только 1,203 млн. тонн зерна с 1 ноября 2007 по 31 марта 2008.
В ближайшие годы конкуренция на украинском зерновом рынке только ужесточится. Ожидается повышение концентрации крупнейших компаний, экспортирующих 80% зерновых культур, и, соответственно, продолжение сокращения количества небольших компаний. Сегодня на зерновом рынке Украины существует очень жесткая конкуренция. Главные игроки рынка определены - это транснациональные компании и самые крупные украинские компании, но не исключается возможность появления новых игроков в данном сегменте рынка. Эти игроки появятся лишь тогда, когда Украины начнёт выращивать 70-80 млн. тонн зерновых культур.
Чтобы 70-80 млн. тонн не выглядели фантастическими нужно внести изменения в действующее законодательство. Например, специалистами Украинской аграрной конфедерации, Украинской зерновой ассоциации, ГП «Госреестры Украины», Ассоциации украинских банков и Канадско-украинского зернового проекта в начале этого года был разработан законопроект, определяющее вопрос оборота складских документов на зерно. Разработка данного законопроекта направлена на устранение несогласованностей между нормативно-правовыми актами, которые позволяют неоднозначно трактовать законодательные положения относительно оборота складских документов на зерно, в том числе при рассмотрении хозяйственных споров. Устранение данных несоответствий окажет содействие более качественной защите прав участников зернового рынка, в частности собственников зерна, зерновых складов и в отношениях залога зерна, переданного на сохранение. Принятие закона призвано оказать содействие слаженному и стабильному развитию системы складских документов на зерно, в частности увеличению объемов привлечения в АПК Украины кредитных ресурсов за счет распространения использования в качестве залога зерна, которое передается на хранение.
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что Украина может стать житницей Европы, если правительство не будет вмешиваться и вести себя как слон в посудной лавке. Прошлогодняя засуха всё же не так выжгла урожай зерновых как считалось. Из-за наличия ограничений на экспорт зерна сельское хозяйство Украины потеряло 2,5 миллиарда долларов. На складах находится около 5,5 миллиона тонн, которые не нашли внутреннего назначения, начиная от пивоварного ячменя, который на 98% традиционно отправляется на экспорт, завершая продовольственным зерном. 14 марта Украинская зерновая ассоциация обратилась к Президенту Виктору Ющенко с просьбой отменить квоты на экспорт фуражного зерна и увеличить квоту на экспорт пшеницы на 1 миллион тонн, но Кабинет министров намерен увеличить квоты на экспорт зерновых культур до 2,906 миллионов тонн и продлить их действие до 1 июля.
Теперь, что касается будущего урожая, который по прогнозам любого правительства традиционно принято считать рекордным - 40-50 миллионов тонн. Этот суперурожай, (если он будет) придется на растущий мировой спрос на пшеницу и другую продукцию растениеводства, поэтому сельхозпроизводители и агробизнес могут рассчитывать на успешную жатву, финансовое и техническое оздоровление. Само собой, должны полностью удовлетвориться потребности внутреннего рынка, пополниться запасы Госрезерва и других «закромов Родины». Сельхозпредприятия Винницкой области уже засеяли яровыми культурами 231,52 тыс. га, что составляет 25,4% от запланированных объемов. В частности, ранние зерновые и зернобобовые культуры в регионе уже посеяны на 192 тыс. га, в том числе: яровая пшеница - 21,674 тыс. га, ячмень - 151,365 тыс. га, овес - 10,456 тыс. га, горох - 7,885 тыс. га. Кроме того, яровым рапсом в Винницкой области уже засеяно 0,556 тыс. га, сахарной свеклой - 5,334 тыс. га, подсолнечником - 0,595 тыс. га. В 2008 г. аграрии Винницкой области планируют сократить площадь посевов яровых культур на 7,4% (или на 73,1 тыс. га) по сравнению с 2007 г. - до 911,9 тыс. га, при этом площади посевов ранних зерновых планируется сократить на 15,9% (или на 47,3 тыс. га) - до 250 тыс. га.
Аграрии ещё одной зерновой области – Херсонской, по состоянию на 8 апреля завершили сев ранних яровых культур и в настоящее время осуществляют сев поздних культур. В целом к указанной дате яровыми культурами в области было засеяно 241,1 тыс. га (30,7% от плана), в том числе зерновыми - 148,3 тыс. га (60%). Подсолнечником в регионе к 8 апреля было засеяно 15,3 тыс. га (5,6% от запланированного). Кроме того, аграрии области выполнили подкормку посевов озимых культур на 348,5 тыс. га, что составляет 82,9% от плана.
В текущем году во всех категориях хозяйств Полтавской области планируется засеять яровыми культурами более 1,122 млн. га. В структуре посевных площадей ранние зерновые составляют 25%, кукуруза на зерно - 23%, подсолнечник - 15%, соя - 9%.
К настоящему времени 15 районов области полностью обеспечены кондиционными семенами, 7 районов - на 92-99%. Продолжается закупка и завоз в область семян кукурузы и подсолнечника. Семенами сахарной свеклы сельхозпредприятия области обеспечивают сахарные заводы. Под урожай-2008 г. в Полтавской области было засеяно 381 тыс. га озимыми колосовыми культурами и более 49 тыс. га рапсом. Министерство аграрной политики Украины ожидает, что площади под зерновыми и зернобобовыми в текущем году составят 14,8 млн. га. Посевы ярового ячменя в текущем году могут составить 3,9 млн. га против 4,9 млн. га в прошлом году. Сокращение площадей под ячменем ожидается в связи с планируемым увеличением посевов рапса, технических культур.
Правда, если сельхозпроизводители не переориентируются на выращивание рапса и кукурузы. В Европе и США последние несколько лет сельхозпроизводители большую часть своих территорий засеяли этими культурами, поскольку из него вырабатывается биотопливо. Кстати, именно из-за сокращения посевов зерновых в Европе и США появилась нехватка зерна на рынке, и как итог растущая инфляция во всём мире. Если украинские аграрии наступят на те же грабли, а предпосылки уже есть, то в этом и следующем году дефицит зерна будет наблюдаться и на внутреннем украинском рынке.
Сегодня практически всем аграриям Украины главное сберечь и собрать урожай, поскольку продолжается рост цен на продукты. Себестоимость зерна в нынешнем году составит по самым скромным подсчётам около 580-650 грн/т. Средняя же цена реализации тонны зерна за январь-октябрь 2007 года составила 823,9 грн. за тонну. Это цена без НДС, транспортных, экспедиционных и накладных затрат, но с учетом дотаций и доплат. Ближайшие 10 лет могут оказаться для украинского АПК очень успешными. Хотя украинским аграриям ещё многое нужно сделать, ведь та же средняя урожайность зерновых в Украине около 30 центнеров с гектара. В то время как урожай у производителей зерна в других странах составляет около 100 центнеров с га. Поэтому сейчас все зависит от государственной политики, которая будет вырабатываться и, безусловно, от общественных организаций, которые тоже предлагают свои решения. Задача Украины - стремиться постоянно, увеличивать объемы зерна. Если сегодня Украина производит порядка 37 млн. тонн, то при соответствующих технологиях и инвестировании в аграрный комплекс Украины, реально производить около 100 млн. тонн зерна. На сегодняшний день есть как минимум две вещи - нефть и зерно, которые определяет возможности развития государства на ближайшую перспективу. С мировых рынков уходят десятки миллионов тонн зерновых. Это связано с тем, что крупнейшие производители зерна наращивают производство, как уже говорилось выше, биотоплива. Биотопливо можно производить практически из всех зерновых - из пшеницы, ячменя, кукурузы. Вопрос: а кто же будет занимать эти ниши которые образуются на мировом рынке зерна? Эти ниши в силах занять Украина. Для этого нужно вводить не квотирование или лицензирование зерновых, а разрабатывать программу увеличения производства зерновых до 100 млн. тонн.
Сегодня производителей зерна в Украине 11 тыс.; 42 тыс. фермеров; экспортеров - 600; экспортируем в 80 стран мира. Есть три структуры, которые могут и должны закупать зерно от имени государства, иначе, зачем тогда они создавались. Это - Госрезерв, Аграрный фонд, и ГАК «Хлеб Украины». Пускай говорят, что они монополизируют рынок, но и не дают зернотрейдерам диктовать свои цены. Для того чтобы не возникали ситуации 2006 года, все эти 3 структуры должны выполнять свои функции. Мы знаем, что для производителей всегда было проблемой, что в момент уборки урожая большое предложение зерна и цены падают. Поэтому, именно в момент уборки урожая должны закупать - государство, все переработчики на внутреннем рынке и экспортеры зерна. Именно конкуренция этих трех групп позволит сельхозтоваропроизводителю получить наилучшую цену за свою продукцию.
Односложно сказать: быть Украине житницей или нахлебницей не получится. Украина, имея плодородные земли, может выращивать достаточно зерновых, как для внутреннего, так и для внешнего рынков. Но наше государство славится не только своими чернозёмами, но и коррупцией, которая делает из нашей страны нахлебницу. Уже в начале этого месяца Днепропетровское областное отделение АМКУ выявило признаки злоупотребления монопольным положением со стороны ООО «Никопольская зерновая компания». В ходе расследования, проведенного отделением Комитета, было установлено, что указанная компания установила завышенные тарифы на услуги по переоформлению документов на семена подсолнечника. В связи с этим АМКУ обязал нарушителя привести указанные тарифы к экономически обоснованному уровню и применил к ООО «Никопольская зерновая компания» штрафные санкции в размере 7 тыс. грн (!!!)